06:00, 8 августа 2002 года

"Шанхайчики" по-степновски

В какое бы село Степновского района ни приехал, то там то сям можно встретить мини-рынки под открытым небом. Торгуют на них местные предприниматели всякой всячиной - промышленными и продовольственными товарами, привезенными с оптовых баз городов Пятигорска, Буденновска. Торгуют в выходные и будни, летом и зимой.

Рынок в Степном существует уже добрый десяток лет. А куда без него? Особенно без продовольственных товаров. Но каждый раз, приезжая в командировку, больно смотреть на его торговые ряды. Товары реализуются то из хибарок-"шанхайчиков", то с раскладушек или облезлых столиков, а то и просто с земли. Может, только приезжему эта картина культуры торговли бросается в глаза? Отнюдь. Вот что пишут в "СП" предприниматели райцентра:

"Торгуем мы продовольственными товарами в Степном с 1990 года. Рынок не имеет постоянного места, переносится с точки на точку, он не оборудован, не огорожен, не имеет воды и туалета. Хотя налог мы платим регулярно, за предоставляемые места - ежедневно. Может, на эти средства пора ему подыскать достойное место в райцентре? Ездим по многим городам и селам, видим, там о предпринимателях, занимающихся торговлей мелкорозничными товарами, власти проявляют хоть какую-то заботу...".

Уточню сразу: письмо анонимное. И можно было бы, как принято, положить его под сукно. Однако вопрос, поднятый неподписавшимися авторами, далеко не праздный. Во второй половине июля текущего года вопрос о работе мелкорозничной торговой сети на территории Степновского района заслушивался на заседании райгосадминистрации. Выступая с обстоятельной информацией, заведующая отделом по экономическим вопросам РГА Н. Григорьева отметила, что мелкорозничная сеть в настоящее время занимает одно из ведущих мест в торговом обслуживании населения, на ее долю приходится 75 процентов всего торгового оборота. На территории района действуют 200 предпринимателей, которые держат на своих плечах снабжение населения повседневными товарами.

Возвращаясь к письму, отправленному в "СП", следует заметить: палатки-"шанхайчики" давно раздражают и местные власти. С ними пытаются покончить разными способами. Их владельцев размещают в бывших универмагах на арендной основе, поселяют в пустующих зданиях, принадлежавших некогда кооперативной торговле.

Однако желающих торговать куда больше, чем свободных площадей под цивилизованной крышей. Потому в течение 2001 и в первом полугодии этого года на благоустройство торговых площадок сельскими администрациями направлено 110,8 тысячи рублей. В том числе Степновской, о которой идет речь в жалобе, - 55 тысяч рублей.

- Мы поставили задачу сделать в райцентре рынок, отвечающий всем требованиям санитарной, ветеринарной, противопожарной и иных служб, - делится планами заместитель главы Степновского муниципального образования В. Котов. - Для этого потребуется не менее одного миллиона рублей. При скудном сельском бюджете выполнить намечаемое не просто. Но движение есть.К осени планируем обустроить рынок.

Но на том проблемы торговли мелкорозничных предприятий не заканчиваются. Ясно, что степновским предпринимателям надо учиться торговать. На июльском заседании райгосадминистрации поднималось много тревожных вопросов. В частности, отмечался рост нарушений правил торговли, несоблюдение санитарных и ветеринарных норм. Указывалось, что товары нередко продаются без соответствующих документов, низкого качества, при отсутствии холодильных камер.

Кроме того, новоявленные продавцы продуктов животного и растительного происхождения подчас реализуют их в неустанов-ленных местах, без проведения ветеринарной и санитарной экспертиз. Так ведь недалеко до беды. Да, соответствующие службы контролируют и наказывают виновных рублем, но штрафы те, выходит, что слону дробинка.

На том же заседании было заявлено открытым текстом: "всякие хаты и хатки пора аннулировать и учиться цивилизованно торговать". Практически разговор шел в унисон письму, написанному в редакцию "СП". Только острие претензий автором было направлено в адрес местной власти, а та в свою очередь ставит вопрос шире, утверждая, что предпринимателям надо работать со знанием дела.

Думаю, что степновцам стоило бы поучиться совмещать, как говорится, приятное с полезным у соседей. В Нефтекумске, к примеру, на новом рынке N 2 общими усилиями городской власти и самих предпринимателей создан целый архитектурный ансамбль строений, ласкающий глаз горожан. Здесь убрали разнокалиберные "шанхайчики", сооруженные из металлических труб, прикрывавшие торговые точки пленкой или шифером. Рынок изменился до неузнаваемости. Причем деньги в обустройство вкладывали как городские власти, так и сами торговые фирмы, частные лица.

Но ведь не зря же говорят, что не красна изба углами... Любой товар надо уметь "подать лицом". А это своего рода искусство. Определенная часть предпринимателей еще в советское время заканчивала торговые училища, техникумы, институты. Они - доки в своем деле, чего не скажешь о пришедших в эту профессию без определенных знаний. Отсюда и все нарушения.

На различных семинарах в районной госадминистрации периодически просвещают предпринимателей. На последнем, прошедшем в конце июля, где рассматривалась тема сертификации услуг торговли и общественного питания, вопрос поставлен ребром: покупатель имеет право на приобретение только качественной продукции. И прежде чем продавец станет за прилавок, ему предстоит получить от недавно созданного Нефтекумского отдела Ставропольского центра стандартизации, метрологии и сертификации соответствующий документ. Для его получения прежде всего необходимо профессиональное образование и знание всего того, что положено знать грамотному специалисту.

Наверное, это правильно. Ибо уважающий себя специалист торговлю воспринимает не по принципу "купи-продай", а гораздо шире, цивилизованнее и культурнее.

«"Шанхайчики" по-степновски»
Газета «Ставропольская правда»
8 августа 2002 года