06:00, 8 августа 2002 года

Нюансы нового Кодекса

Некоторые положения Кодекса об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля нынешнего года, наш корреспондент обсуждает с зам. начальника УГАИ ГУВД СК полковником Василием Дагаевым.

- Василий Николаевич, Государственная инспекция безопасности дорожного движения России начала работать по новому Административному кодексу. В нашей почте уже много вопросов, поступивших от водителей. Например, они спрашивают: будут или не будут сотрудники ГАИ снимать регистрационные номера?

- До сих пор - после вступления в действие нового Кодекса об административных правонарушениях - не принято постановление, которое бы регламентировало вопрос снятия номеров с автомобилей, не прошедших тех-осмотр. Об этом на недавней пресс-конференции говорил и начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенант Владимир Федоров. Новый КоАП теоретически позволяет сотрудникам ГАИ снимать номера за непройденный техосмотр, то есть запрещать таким образом эксплуатацию транспортного средства. Но механизм снятия номерных знаков как раз должен быть определен правительством России в соответствующем постановлении. Поэтому до его принятия номерные знаки мы снимать не будем. Но это вовсе не означает, что без прохождения техосмотра можно спокойно разъезжать: эксплуатация транспортного средства в этом случае является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа.

В связи с введением нового КоАП возникли и другие вопросы. Например, связанные с порядком задержания транспортного средства. Также еще не принято постановление правительства России, регулирующее его порядок. Но и здесь в целях пресечения дальнейшей эксплуатации транспортного средства водителями, находящимися в состоянии опьянения, а также сохранности имущества граждан после дорожно-транспортных происшествий, если владелец транспортного средства был госпитализирован, сотрудники ГАИ будут доставлять транспортные средства на специализированные охраняемые стоянки, в случае невозможности обеспечения этого другими мерами.

- Другая, не менее важная проблема, которая волнует водителей: что теперь будет со справками о дорожно-транспортных происшествиях, которые ранее Госавтоинспекция выдавала в органы страхования?

- В новом административном законодательстве отсутствует ответственность за совершение дорожно-транспортного происшествия, в результате которого причинен только материальный ущерб. В связи с этим сотрудники Госавтоинспекции будут фиксировать факт дорожно-транспортного происшествия и определять, имеется ли в действиях водителей состав правонарушения, предусмотренного одной из статей главы 12 Кодекса. Но теперь не они будут определять вину участников ДТП. Единственным документом, на основе которого страховая компания сможет возмещать убытки, будет решение суда. То есть вопросы возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, должны разрешаться в порядке гражданского судопроизводства. Поэтому мы перестали выдавать участникам аварии справку по форме № 2. В новых методических рекомендациях для ГАИ есть лишь форма справки, удостоверяющая факт ДТП.

- И что же теперь делать?

- Это вопрос, не относящийся к нашей службе напрямую. Но думаю, что органам страхования, которые включали форму № 2 в свои правила, придется строить свою деятельность с учетом требований нового Административного кодекса.

- Осложнят ли вашу работу временные нормативы выезда на место дорожно-транспортного происшествия, которые, по словам генерала Владимира Федорова, уже начали действовать. Эксперимент рассчитан на второе полугодие нынешнего года.

- Действительно, по условиям эксперимента сотрудники ГАИ должны будут прибывать на место происшествия в городах в течение 15 минут. Исключения сделаны для Москвы и Санкт-Петербурга, здесь норматив увеличен до 20 минут. 15 минут предусмотрено также для выезда на место аварии на дорогах федерального значения. На ДТП в прочих населенных пунктах и на других автодорогах предусмотрена временная норма в 60 минут. После окончания эксперимента, как пояснил генерал Федоров, эти нормативы будут или изменены, или приняты на законодательном уровне.

- Сегодня в средствах массовой информации часто высказывается мнение о том, что с введением нового административного законодательства для привлечения гражданина, допустившего нарушения правила дорожного движения, к ответственности в обязательном порядке необходимы свидетели. Так ли это?

- В действовавшем до 1 июля административном законодательстве не был прямо прописан такой принцип права, как "презумпция невиновности". Однако он присутствует в основном законе государства - Конституции России, а следовательно, имеет прямое действие на все нормативные акты Российской Федерации, в том числе и на административное законодательство. Принятие нового Административного кодекса не повлекло особых изменений к требованиям по сбору доказательств по делу об административном правонарушении, и, значит, вина правонарушителя может быть доказана как с учетом показаний свидетелей, так и (в случае их отсутствия) другими собранными доказательствами по делу. Таким образом, отсутствие свидетелей по делу об административном правонарушении не является препятствием для осуществления производства и принятия законного решения.

- Василий Николаевич, правда ли, что с принятием нового кодекса сотрудники ГАИ не имеют права изымать водительское удостоверение?

- С 1 июля водительское удостоверение будет изыматься только в случаях, если наказание за данное нарушение предусматривает "лишение права управления транспортными средствами". Их, кстати сказать, достаточно много. Это управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час, пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде. Далее, это выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является.

Во всех остальных случаях действительно водительское удостоверение не изымается.

В то же время в случае неуплаты штрафа в течение 30 дней с момента принятия решения по делу он будет взыскан в принудительном порядке из заработной платы или из иных доходов правонарушителя. Сумма штрафа может быть обращена на имущество лица, привлеченного к ответственности, также по решению судебного пристава-исполнителя.

«Нюансы нового Кодекса»
Газета «Ставропольская правда»
8 августа 2002 года