06:00, 6 августа 2002 года

Умерла ли бесплатная медицина?

Недавно комитет по социальной политике Госдумы СК провел "круглый стол", посвященный развитию платных медицинских услуг в крае. В обсуждении этой злободневной темы приняли участие депутаты, главные врачи ЛПУ, руководители и специалисты органов управления здравоохранением и краевого Фонда обязательного медицинского страхования.

Прошли времена, когда, отправляясь на прием к врачу в поликлинику или ложась на операцию в больницу, мы не задумывались о том, в какую сумму это нам обойдется. Теперь, заболев, начинаем подсчитывать, хватит ли денег на УЗИ, рентгенпленку, анестезию и т.п. и по карману ли будут назначенные доктором лекарства и процедуры...

А ведь на обследование и лечение каждого из нас по-прежнему, как и при советской власти, выделяются средства из краевого и местных бюджетов. Кроме того, все предприятия и хозяйства независимо от форм собственности должны перечислять на своих работников определенные законодательством об обязательном медицинском страховании взносы. Однако в нынешних экономических условиях собранные из этих источников ассигнования не покрывают всех расходов лечебно-профилактических учреждений. Как говорится, с горем пополам им удается профинансировать лишь коммунальные платежи, зарплату медперсоналу и питание больных в больницах. Практически не остается средств на капитальный ремонт помещений и обновление оборудования, на приобретение медикаментов, расходных материалов и инвентаря, не говоря уж об использовании дорогостоящих высокоэффективных технологий обследования и лечения больных. Еще совсем недавно и зарплата медикам во многих городах и районах выдавалась с задержками все по той же причине - из-за нехватки денег.

Особенно больших затрат требует стационарная медпомощь. Ведь в больницах нужно пациентов не только лечить и круглосуточно наблюдать за их состоянием, но и кормить, ухаживать за лежачими. Поэтому сейчас в крае, как и в России в целом, взят курс на развитие амбулаторно-поликлинического звена, создаются дневные стационары и стационары на дому, призванные сократить расходы на лечение больных.

Эту же цель преследует и введение в ЛПУ платных услуг. Государство и работодатели пытаются часть затрат на медицину переложить на население. На Ставрополье за последние пять лет объемы платных медицинских услуг увеличились в 3,8 раза, а по другим данным - в пять раз. При этом в разных лечебных учреждениях их доля в общих доходах неодинакова. Если, к примеру, в краевом клиническом диагностическом центре на одного врача приходится 169 рублей платных услуг в год, то в краевой клинической психиатрической больнице N 1 - только 3,3 рубля.

Такой контраст и разночтения не случайны. Точной статистики в этой сфере, по сути, нет, как не существует и официального механизма взимания денег с пациентов. Он не прописан в нормативных документах ни на федеральном, ни на региональном уровнях. К тому же в Конституции РФ говорится, что все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь, и ежегодно утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Однако она, как правило, носит весьма общий и неконкретный характер, а главное - у нас на Ставрополье финансово не обеспечивается и наполовину.

Поэтому больные как следует и не знают, за что они должны платить, а за что - нет. Следствием этой неразберихи является то, что значительная часть платежей за лечение - до 45 процентов - попадает не в кассы ЛПУ, а в карманы врачей, т.е. уходит в тень. Такая ситуация устраивает медиков, так как их официальная зарплата остается низкой даже после неоднократных повышений последних лет, поэтому, по мнению многих, это своеобразный гонорар врачу и поэтому не берет только тот, кому не дают. Но складывающаяся система нелегальных платежей за лечение вызывает негативное отношение у большинства населения, особенно у пожилой его части, о чем свидетельствуют и письма в редакцию.

Участники "круглого стола" высказывали по этому поводу разные суждения, но вывод был один: советская модель здравоохранения ушла в прошлое, платные медицинские услуги уже существуют реально, хотим мы того или нет. Но нужна ясность - какими должны быть соплатежи населения при каждом обращении к врачу, какие категории пациентов обязаны платить, а какие - нет. Задача состоит в том, чтобы легализовать оплату, т.е. ввести нормативы и предельные цены на все виды обследования и лечения в каждой отрасли медицины. Давно пора честно сказать народу: вот за это платят государство и страховые медицинские компании, а за это - не в состоянии. Определенность пошла бы на пользу и врачам, и пациентам. А еще говорили на "круглом столе", что не следует в рамках одного государственного или муниципального лечебного учреждения практиковать и платные, и бесплатные медуслуги - это способствует размыванию ответственности медперсонала за качество их оказания и постепенно совсем сведет на нет бесплатную помощь. В то же время, если разделить медицину на платную и бесплатную, есть опасность возникновения отдельного здравоохранения для бедных и для богатых. Где же выход?

У нас в крае на практике уже встречаются разные формы сочетания бесплатного и платного лечения. В краевом диагностическом центре, к примеру, давно озаботились проблемой нехватки средств на обслуживание дорогостоящего импортного оборудования, которым насыщено это медучреждение, и начали брать с больных деньги - с тех, кто не имел талона на бесплатное обследование и лечение или не хотел ждать своей очереди. Был выработан прейскурант, в котором обозначены конкретные цены на все виды услуг, и больные начали платить в кассу.

- У нас врач, принимающий больного, - говорил на "круглом столе" главврач СККДЦ Г. Хайт - не знает, пришел ли тот по бесплатному талону или заплатил за обследование и лечение, и поэтому относится ко всем одинаково.

А в Буденновском районе иной порядок. Там при ЦРБ существует хозрасчетное отделение, где несколько терапевтов ведут платный прием. И пациенты сами выбирают, к кому идти - к платному или бесплатному доктору.

Что лучше, покажет время. Но уже сейчас ясно, что без платных медицинских услуг не обойтись, особенно при использовании высоких лечебных технологий. Но кто должен за них платить? Не стоит забывать, что три четверти, если не больше, нашего населения живут за чертой бедности и не имеют средств ни на дорогостоящие процедуры, ни на эффективные импортные лекарства. Медики с тревогой констатируют, что люди стали реже обращаться к врачу, что теперь они приходят на прием к специалисту чаще всего лишь тогда, когда болезнь приобретает необратимый характер и избавиться от нее уже невозможно. И это стало одной из причин роста смертности населения. Особенную обеспокоенность не скрывают педиатры: требовать с неимущих родителей деньги за лечение больных детей часто просто аморально, но другого выхода нет. В связи с этим прозвучало предложение добиваться увеличения подушевого тарифа финансирования программы госгарантий бесплатной медпомощи.

На "круглом столе" вспоминали о добровольном медицинском страховании как об одном из резервов легализации и нормирования платных услуг в здравоохранении и о развитии частного сектора. Отмечалось, что пока они не получили в крае большого распространения. Но рынок все громче заявляет о себе в медицине, хотя население из-за низкой платежеспособности к этому явно не готово.

«Умерла ли бесплатная медицина?»
Газета «Ставропольская правда»
6 августа 2002 года