06:00, 26 июля 2002 года

Прощай, племя! Племя, прощай?

На карту поставлены доброе имя и дела некогда элитного предприятия

Одно из известных и некогда ведущих в крае и стране сельхозпредприятий – ФГУПЗ "Комсомолец" Кировского района – может навсегда лишиться высокого титула федерального племзавода (в крае их всего два), а от селекционных достижений хозяйства, которым в свое время завидовала даже сама Тимирязевка, останутся лишь воспоминания да пожелтевшие фото – свидетели богатырских привесов животных...

От наград до забастовок

У племзавода "Комсомолец", действительно, богатейшая история. Организовался он в 1920 году. На первых порах, как и многие другие колхозы, занимался всем понемногу – чтоб и зерно было, и молоко, и мясо. Благодаря первым председателям хозяйство сразу пошло в гору. Со временем особенно заладилось свиноводство: специалисты подобрались хорошие, да и кормовая база не "обижала". С 1947 года колхоз стал именоваться свиноводческим совхозом: здесь всерьез занялись разведением украинской степной породы, в 61-м завели крупную белую. А в 71-м совхоз, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства СССР, получил статус федерального племзавода по свиноводству.

Никаких денег не жалели, по крупицам создавая элитное племенное ядро, завозя лучших представителей пород из разных уголков бывшего Советского Союза и зарубежных стран, прекрасно понимая, что со временем все старания окупятся сторицей. "Комсомолец" не раз покорял ВДНХ, брал за своих элитных хрюшек золотые медали выставки. Среднесуточные привесы в 400 граммов удивляли многих, все хотели завести у себя именно таких "великанов". Племенных животных хозяйство поставляло в регионы России, братские республики и даже в Англию.

С середины 90-х громкое имя "Комсомольца" стало меркнуть, а последние два года и вовсе забываться. У самого же местного населения оно сейчас, кроме разочарования и даже негодования, ничего не вызывает. Правда, эти чувства обращены не на само хозяйство, а на его руководство. Они и вылились на недавнем поселковом сходе. Собравшиеся требовали одного – отстранить от руководства хозяйством директора В. Лубенченко.

Глава сельской администрации Н. Казанцева не припомнит, чтобы что-то подобное было за всю историю поселка:

– Последнее время мы с депутатами Совета только тем и занимаемся, что, чуть ли не ежедневно выслушиваем жалобы жителей поселка, работающих или работавших в племзаводе. Все задают один и тот же вопрос: когда закончится этот беспредел? Иначе как назвать то, что люди месяцами не видят зарплату? Живые деньги можно выбить только в самых экстренных случаях – юбилей, свадьба или, не дай бог, операция или похороны. Лишний раз в кабинет руководителя зайти боятся: знают, что ничего, кроме грубости, их там не ждет. Людское терпение на пределе. Мы, конечно, понимаем, что как орган местного самоуправления не вправе требовать отставки руководителя, но считаем своим долгом обозначить свою позицию в этой непростой ситуации... У районных властей в лице Кировской райгосадминистрации "бунтари" не нашли ни малейшей поддержки, более того, им посоветовали "успокоиться". В надежде, что их глас все-таки кто-то должен услышать, депутаты обратились в различные вышестоящие инстанции. Пока же весь местный депутатский корпус пошел, по их словам, на самые крайние меры – приостановление депутатских полномочий до принятия любого решения, которое хоть каким-то образом прольет свет на это "темное и печальное" дело. Л. Форова, Б. Берлев и остальные депутаты не намерены отступать. Их позицию поддерживают многие, в частности, и старейшина поселка, ветеран Великой Отечественной войны М. Власенко, который приехал в поселок еще в довоенном 1940 году. Он работал в совхозе экспедитором, при нем сменилось шесть руководителей хозяйства:

– Такого руководителя у нас никогда не было. Разве это дело: до нищеты довел и хозяйство, и людей...

Стоит заметить, что "народное недовольство" в "Комсомольце" проявлялось еще и до поселкового схода. Так, в один из апрельских дней работники четвертой племенной фермы рано утром пришли к правлению хозяйства требовать свои кровно заработанные, которых они не видели несколько месяцев. Хотя какая там забастовка: постояли часок-другой, повозмущались, "наелись" очередной партии обещаний да пошли опять на ферму скотину кормить. Подобным образом поступали рабочие и других подразделений. Как правило, председатель такие акции игнорировал.

Элита на ...овсе

Сейчас поселок разделился на два лагеря. В первом те, кто работает, но подумывает уйти, во втором те, кто уже ушел, сидит без работы (а таких за последние два года набралось более 150 человек), но ни за какие коврижки не собираются возвращаться обратно, по их словам, пока не сменится руководство. В беседе с нами первые убедительно просили не называть их фамилий во избежание "репрессий" со стороны председателя, а вот бывшие специалисты и рабочие с готовностью дали добро на упоминание их имен, поскольку, терять им все равно уже нечего. Среди них – бывшие главный ветеринарный врач хозяйства В. Багдасар и его коллеги – Г. Тарасенко, в прошлом лучший бригадир свиноводческого комплекса, завгар хозяйства А. Клименко, не раз побеждавший в краевых соревнованиях профессионального мастерства, а также другие не менее известные и уважаемые в поселке люди, ушедшие из племзавода с большим сожалением и тревогой за будущее сельхозпредприятия. Грубость председателя, по их мнению, полбеды.

– Страшнее то, в каком запустении оказалась гордость племзавода - свиноводческая отрасль, – заметил В. Багдасар. – По всем правилам племенного дела элитные животные для поддержания высокой марки должны закупаться раз в два-три года. На самом же деле элитное стадо в "Комсомольце" за это время не обновлялось.

Действительно, а что осталось от этой самой элиты? Нам повезло: в хозяйство в этот день приехали представители министерства сельского хозяйства СК, государственного унитарного предприятия "Ставропольское" по племенной работе и Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. Так что руководству племзавода волей, а скорее неволей (это было явно заметно) пришлось приоткрыть завесу тайны над истинным положением дел.

Даже видавшие виды специалисты были шокированы увиденным, в частности, на третьей и четвертой свинофермах. Животные, даже крупный рогатый скот, по уши утопали в навозе и грязи, которые не убирались, как нам сказали, несколько дней, хотя не исключено, что счет уже пошел и на недели. Выяснилось, что убирать некому - скотников в хозяйстве катастрофически не хватает, как, впрочем, и других рабочих, а также специалистов, в том числе и главных. И это, заметим, на федеральном государственном племенном заводе!

С большим трудом в этих донельзя чумазых и исхудавших животных специалистам удалось признать ту самую знаменитую элиту.

– Какая селекционная работа может быть, когда животные не накормлены? – сразу же заметил заведующий лабораторией селекции и технологии производства свиней СНИИЖК В. Семенов. – Корма не сбалансированы, в рационе животных нет добавок, белкового корма явно не хватает. Кормление не учитывает племенные возрастные стандарты. Этим здесь попросту некому заниматься. О каком эффективном ведении отрасли в данном случае вообще можно говорить?

Дошло до того, что в ежедневном рационе животных случается до 20 процентов ...овса, что, конечно же, недопустимо. "Того и гляди, наши свиньи скоро ржать станут, раз еда у них лошадиная", – грустно шутят местные рабочие. Если верить учетной племенной статистике, которую, правда, днем с огнем не сыщешь (занимаются ли здесь ею вообще?), свиньи умудряются как-то даже давать среднесуточные привесы в 127 граммов. А "обязаны" с учетом федерального статуса минимум в три раза больше.

Как заметила главный специалист ФГУП "Ставропольское" по племенной работе Н. Черепанова, в последнее время крупно-белая порода в хозяйстве потеряла былые племенные позиции как производитель двух линий, между прочим, выведенных в "Комсомольце" на протяжении нескольких десятилетий, – Самсон и Роял-Глэн. В сентябре состоится заседание совета по племенной работе с крупной белой породой свиней Северо-Кавказского региона, которое проводится раз в году и подводит его итоги. Жаль, что "Комсомольцу" будет нечего показать – везти полуголодных племенных животных на такой солидный форум попросту стыдно.

Чужие среди своих

Нынешний директор племзавода "Комсомолец" Василий Лубенченко "у власти" более двух лет. Руководителем хозяйства он был назначен Министерством сельского хозяйства РФ. Среди местного населения вокруг этого назначения до сих пор ходит немало слухов. Пришел-то он в это хозяйство с поста руководителя соседнего колхоза "Рассвет" того же Кировского района, где, как гласит народная молва, особых талантов не проявил.

Однако справедливости ради стоит сказать, что еще до прихода нового директора у племзавода появились признаки лихорадки: перебои с заработной платой, рост долгов, проблемы с реализацией продукции. По словам В. Лубенченко, хозяйство он принял с долгом в 23 миллиона рублей, с которым рассчитывается и поныне:

– 19,7 млн.рублей нам оформили в реструктуризацию на 10 лет. Оставшуюся сумму потихоньку погашаем. Если не учитывать старые "хвосты", в прошлом году сработали с прибылью. Молоко нам дало 928 тыс. руб., свиноводство – более 700 тыс. Почти на 2 млн. рублей взяли техники по лизингу: три комбайна, два "Кировца", шесть "МТЗ", а также другую посевную, кормоуборочную и почвообрабатывающую технику. Трудно нам, но стараемся.

Если верить бухгалтерскому отчету, в нем, на первый взгляд, все в порядке. Получили прибыль, в том числе и по отрасли свиноводства. Возможно, для обычного сельхозпредприятия это было бы большим достижением. Но никак не для федерального племзавода, уникальный племенной потенциал которого обязывает к гораздо большему.

Однако у сельчан есть повод и для недоверия. В том же отчете сказано, что зерно своим рабочим отпускалось по 1 руб. 90 коп. за килограмм, а последние в один голос заявляют, что администрация хозяйства продавала его по 2 руб.50 коп., удержав деньги из зарплаты. Куда пошла эта разница? У жителей поселка есть своя версия. С недавнего времени в районной газете появилось объявление, что племзавод приглашает на работу жителей ...Новопавловска и даже предоставляет автобус. Расстояние до районного центра и обратно - более двадцати километров. К тому же ходит автобус несколько раз в день. Расходы немалые. "Лучше бы эти деньги свиньям на пользу пустили: не так жалко было бы", – говорят в хозяйстве.

Дело, действительно, дошло до курьеза: многие жители поселка сидят без работы, в то время как рабочих и даже специалистов подвозят со стороны. Сам же В. Лубенченко ситуацию объясняет так:

– Ротация кадров в сельском хозяйстве была всегда. Условия труда, как и в любом другом сельхозпредприятии, очень тяжелые. К тому же дисциплина до моего прихода была здесь расшатана. Кого что-то не устраивает, кто не выдерживает нагрузки, тот и уходит.

Как раз в сложных отношениях внутри коллектива и кроется одна из причин тяжелого положения в хозяйстве, считает начальник управления сельского хозяйства Кировского района Г. Макаров, который разрешение ситуации видит в изменении отношения к людям, принципов руководства и, наконец, в смене самого руководства племзавода.

Заместитель министра сельского хозяйства СК В. Лозовой придерживается мнения, что спасти племзавод еще можно, но при нескольких условиях. Это профессиональные кадры, улучшение кормовой базы и хороший климат внутри коллектива.

В ФГУП "Ставропольское" по племенной работе расценивают возможное снятие федерального статуса племзавода как серьезную потерю для края не только в материальном отношении, но и в моральном. Долгие годы "Комсомолец" держал марку лучшего свиноводческого хозяйства Ставрополья, работал на его сельскохозяйственный имидж. Лишиться статуса федерального племзавода для края все равно, что расписаться в беспомощности...

«Прощай, племя! Племя, прощай?»
Газета «Ставропольская правда»
26 июля 2002 года