06:00, 17 июля 2002 года

Танцы у ... могилы?

Есть в селе Урожайном святое место – памятник погибшим землякам. Горит у его основания Вечный огонь. Под бетонными плитами покоятся останки участников гражданской войны, казаков 4-го гвардейского Казачьего Кубанского кавалерийского корпуса, которые в 1942-м близ села вели жесточайшие бои с немецкими захватчиками.

К этому месту приходят жители села в каждую годовщину Великой Победы. Посещают братскую могилу с букетами цветов и родственники погибших, живущие за пределами Ставрополья. К примеру, из Одессы каждый год до самой своей смерти приезжала к сыну Борису Асауленко старенькая мама.

– Здесь похоронены близкие мне люди, – говорит Клавдия Рубанова. - Отец, брат, дядя, сложившие головы на фронтах Великой Отечественной. Для меня это место святое.

Да и кто в том может усомниться? На Ставрополье немало подобных мемориалов, они есть почти в каждом селе. И к ним не зарастает тропа благодарных потомков.

Но братская могила в селе Урожайном в последние месяцы стала еще и темой горячих споров. Началось с того, что однажды около мемориала появились представительные мужчины, которые что-то измеряли и записывали в блокноты. "Может, хотят обустроить территорию? – терялись в догадках урожайненцы, – но ведь памятник уже реконструировали, насыпь поднимали, бетонные плиты укладывали, газ, воду к нему подвели?"

Недоумевать пришлось недолго. Выяснилось, что некий предприниматель Василий Зубков вместе с родственниками решил к святому месту... привязать кафе с круглосуточным режимом работы.

Появился он на приеме у главы Урожайненского муниципального образования Николая Шевченко несколько месяцев назад. Дескать, хочу с детьми построить общепитовскую точку, надо бы определиться с местом. Места вдоль федеральной трассы Кочубей – Минеральные Воды, пересекающей село, хоть отбавляй. Хочешь, ставь придорожный трактир слева от трассы, хочешь – справа. Можешь в одноэтажном исполнении, можешь – в четырех уровнях. Были бы деньги на строительство.

Но В. Зубков, изучив местность, известил администрацию, что желал бы свой объект разместить рядом с памятником павшим. Взамен обещал обустроить территорию мемориала: разбить клумбы с цветами, сделать красивую оградку, подвести электросвет...

Предложение сельскому голове сначала понравилось, ибо нет у муниципального образования средств на эти работы, а тут все сделает добрый дядя. Но, поразмыслив, он пришел к выводу: где круглосуточное кафе, там на машинах приезжий народ, там водка и пиво, музыка и танцы. И все рядом с прахом покойных... Как-то нехорошо.

– Это кощунство, – заявили на своем заседании и ветераны Великой Отечественной войны. Они обратились в администрацию с предложением не предоставлять земельные участки под торговые и прочие предприятия любого назначения в радиусе 50 метров от Вечного огня.

Обсуждался вопрос о строительстве этого частного кафе и на сессии депутатов. Она решила: установить охранную зону вокруг памятника.

Но предприниматель настаивал на своем. "Этот и только этот участок". И стал жаловаться в различные инстанции: в прокуратуру, райгосадминистрацию. Его поведение вполне объяснимо: газ и вода на мемориал уже подведены – тратиться на них не придется при строительстве кафе, а моральная сторона, видно, этого человека не волнует.

В последний раз В. Зубков, придя в администрацию, заявил, что подаст в суд на главу села, если тот не удовлетворит его просьбу...

Анна ЛУПАШКОСоб. корр.
«Танцы у ... могилы?»
Газета «Ставропольская правда»
17 июля 2002 года