06:00, 6 июля 2002 года

Как вам к лицу... паранджа!

Жаркий летний день. В вагоне электрички напротив меня сидят девушка и парень – похоже, брат и сестра. Он в джинсах и клетчатой рубашке. Ничего примечательного, кроме некой отрешенности во взгляде да книги с арабской вязью на обложке в руках. Зато она... Платок из легкой черной ткани, плотно облегающий голову, лоб, щеки, подбородок, черная юбка до пят, свободного покроя вишневый жакет. И тоже какая-то исламская книга в руках.

На станции Иноземцево заходят две подружки. Обе весьма легко одеты, у одной так вообще кофточка весьма условно прикрывает грудь. Садятся на скамье наискосок и давай щебетать. Но тут замечают мусульманку в платочке. Лица вытягиваются, они начинают откровенно разглядывать сверстницу в столь необычном одеянии, шушукаться, похихикивать. Мусульманка делает вид, будто не замечает, хотя нет-нет, да украдкой поглядывает на них.

Наши представления о женщине в исламском мире, как правило, сводятся к трогательным образам Гюльчатай и других жен Абдуллы в знаменитом "Белом солнце пустыни". Увы, они весьма далеки от реальности. В этом я убедился, побеседовав с представителем духовного управления мусульман "Ассоциация мечетей России" по Ставропольскому краю, выпускником международного исламского университета в Медине К. Исмайловым.

– У вас растут сын и дочь. Есть ли разница в их воспитании? И вообще, каковы по канонам ислама обязанности родителей по отношению к дочерям?

– К девочке в исламских семьях относятся гораздо мягче, чем к мальчику. Стремятся ни в коем случае не травмировать ее утонченную психику. С малолетства приучаем ее к браслетикам, сережкам, красивым юбочкам. То есть всячески развиваем женственность. А сынишке, хотя тот всего на год старше, я постоянно внушаю, что он ответствен за сестру. Всегда и везде, в любой ситуации он должен помнить, что его сестренка – жемчужина нашей семьи, ее честь.

По законам шариата сына я обязан содержать и воспитывать только до совершеннолетия. А девушка всегда под опекой мужчины. Если выйдет замуж – эта обязанность перейдет к ее супругу. А не получится создать семью, отец так и будет ее опекать всю свою жизнь.

С малолетства девочке закладывается в сознание, что она должна быть чистоплотной, уметь готовить, поскольку она – будущая мама. Мы исподволь внушаем ей почтение к будущему мужу. Супруг не просто партнер, а обязательно старший в доме, он не только муж, но и отец для всех домочадцев, включая жену. Семья без мужа – что дом без крыши. Она беззащитна перед любым ненастьем.

– Подрастет девочка – пойдет в школу, потом поступит в институт. А там совсем другое воспитание...

– В светском обществе школа дает сумму знаний, образование, а воспитание мусульманка получает только дома, в семье. В исламских государствах, как например, в той же Саудовской Аравии, девочки учатся в специальных женских школах, где наряду со светскими дисциплинами изучают Коран. В университетах обучение девушек и юношей тоже раздельное. Кому это покажется странным, напомню, что подобная система действовала в дореволюционной и какое-то время в советской России, что одобренные правительством Ставропольского края здоровьесберегающие технологии по методике профессора В. Базарного также предполагают раздельное обучение мальчиков и девочек. Ислам к этому пришел почти полторы тысячи лет назад.

– Ну вот ваша дочь получила воспитание, образование и собирается устроиться на работу...

– Тут ситуация посложнее. Когда я жил в Саудовской Аравии, там в либеральных газетах открыли дискуссию: мол, надо развивать сеть женских предприятий, фабрик и таким образом вдвое увеличить количество рабочей силы в стране, поднять экономику. На что оппоненты резонно ответили: женщины выполняют самую сложную и ответственную работу – воспитывают будущее поколение. Если ребенок недополучит ласки, поскольку мама будет занята на производстве, это впоследствии аукнется тяжелыми социальными недугами.

Добыча хлеба насущного по исламской традиции – обязанность мужчины. Зачастую на работе, в бизнесе нам приходится проявлять жесткость, решительность. Женщине ни к чему перенимать качества, противные ее природе.

Если же подходить с точки зрения исламского закона – шариата, то муж, в зависимости от материального положения семьи, решает, идти жене работать или остаться дома. Причем, трудиться она должна в женском коллективе. Конечно, встречаются женщины, у которых тяга к общественной деятельности резко преобладает над склонностью к обязанностям жены и матери. Они могут вопреки воле мужа устроиться на работу. Но в таком случае мужья вправе с ними развестись.

– Мы несколько забежали вперед, упустив такой важный этап в жизни мусульманки, как сватовство и замужество. Каким образом девушка находит себе суженого и принимается ли в расчет ее мнение?

– Моему сыну только пять лет, но я уже присматриваюсь. Вон, допустим, в семье Ивана Ивановича есть девочка. Семья приличная, достаточно обеспеченная, а главное – исповедует те же духовные ценности, что и наша. Когда придет время, я посоветую сыну сходить в гости к Ивану Ивановичу. Там ему предоставят возможность побеседовать с девушкой с глазу на глаз. Он не станет скрывать, что намерен создать семью. Расскажет о себе, о своих родных и близких, о том, какой ему представляется будущая семейная жизнь. Соответственно и девушка выскажет свои соображения. Глянутся друг другу – обратятся за разрешением к родителям. Хочу подчеркнуть: по шариату родители не вправе выдать дочь замуж без ее согласия. А категорически запретить ей выйти замуж за ее избранника они могут лишь, если тот нравственно неустойчив, с вредными привычками или же не имеет средств к существованию, крыши над головой. Чем обернется такая бытовая неустроенность, родители понимают лучше, чем юная неопытная девушка. Во всех остальных случаях, если родителей что-то не устраивает в женихе, они могут лишь советовать, но решение принимает девушка.

Не возбраняется мусульманке и самой проявить инициативу. Допустим, девушке понравился мужчина, но он ее не знает или же не обращал внимания. Нет ничего предосудительного, если она передаст через доверенных лиц, что хочет с ним познакомиться с целью создания семьи, иными словами, она может посвататься.

Такие браки не в пример прочнее, чем те, что зарождаются на дискотеках. А любовь и взаимное уважение возникают и крепнут в процессе семейной жизни, и как результат – в обществе нет брошенных детей и родителей.

Что касается пресловутого обычая воровать невесту, то к исламу эта дикость не имеет никакого отношения.

– Допустим, столковались. Теперь что – жених, плати калым?

– Калым принадлежит только невесте – ни отец с матерью, ни другие родственники не имеют права взять из него ни нитки. Это социальная гарантия девушке на случай неудачного замужества. Невеста сама определяет размер калыма. Он может быть чисто условным - какой-нибудь браслетик или колечко, а может быть и весьма значительным.

Жених и невеста заключают брачный договор. В нем оговаривается все: кто каким имуществом владеет, где будут жить, с родителями или отдельно, разрешает ли муж жене работать и разрешает ли жена иметь мужу еще и других жен.

– Ну вот мы и добрались до самого щекотливого. Как себя чувствует жена, которой приходится делить мужа с еще несколькими женщинами?

– Во-первых, как я уже сказал, мусульманка вправе при заключении брака поставить условие: кроме меня – больше никаких жен. Если через какое-то время муж все-таки надумает еще жениться, то она может с ним развестись.

Во-вторых, многоженство ввели в обиход задолго до посланника Аллаха. Почти все ветхозаветные пророки имели по нескольку жен. И в Библии нет ни единого слова о том, что многоженство запрещено. Но нет и никакого ограничения. В исламе же жестко оговорено – не более четырех жен.

К сожалению, бытует совершенно искаженное представление о супружеской жизни с несколькими женами. Мол, одна мне надевает носки, другая в это время расчесывает волосы, третья шепчет на ухо ласковые слова, а затем я со всеми тремя укладываюсь в постель. Ничего подобного. Групповой секс в исламе категорически запрещен. Нет никаких старших и младших жен. Каждой жене я обязан предоставить свой дом, свое имущество, с каждой должен проводить одинаковое время, строго по графику. То есть это три или четыре полноценные самостоятельные семьи. Будут общаться между собой жены или нет – их личное дело. Но детей я могу привести в гости в любую семью, могу всех их собрать и повести в парк на карусели. Так что, заводя две-три семьи, мусульманин берет на свои плечи тяжелую ношу. И должен сказать, что охотников иметь несколько жен даже в исламских государствах немного.

Как это ни парадоксально звучит, но многоженство выгодно прежде всего женщине. Ведь в ней природой заложено стремление оставить наиболее генетически полноценное потомство. А здоровых, красивых, умных, обеспеченных мужчин не так много, и их быстро прибирают к рукам. Что делать остальным: либо оставаться старыми девами, либо становиться матерями-одиночками, либо выходить за первого встречного пьянчужку и плодить олигофренов. А так у женщины появляется шанс стать одной из жен достойного человека.

– После многоженства второе, что приходит на ум при упоминании о мусульманской семье, – это паранджа...

– "Паранджа" – слово персидское, я предпочитаю арабское "хиджаб". Он представляет собой халат свободного покроя из тончайшего, но не прозрачного черного шелка и вуаль или платок, прикрывающий лицо. Это не национальная, не традиционная одежда, а требование религии. Причем не только ислама. Возьмите одежду монашек или просто глубоко верующих христианок – это тот же хиджаб. Цель одна – не привлекать сексуального внимания посторонних мужчин, не искушать их. Все свои самые красивые одежды, украшения мусульманка надевает дома, чтобы доставить удовольствие мужу. В светском обществе все наоборот: дома при муже жена ходит в халате, нечесаная, а как выносить на улицу ведро с мусором – красит губы и подводит глаза. Судите сами, кто поступает разумно.

И вообще, скромность, стыдливость, присущие женщине от природы, ислам всемерно поощряет и поддерживает. Если люди заглушат в себе заложенное Всевышним нравственное чувство, наступит полный крах, они станут гораздо ниже животных.

– Представляю, с каким чувством вы смотрите на витрины киосков, сплошь облепленные газетами и журналами с голыми девицами на обложках...

– Есть общее правило: религия связана с одеванием, безбожие – с раздеванием. Верующий человек любой конфессии никогда не будет прилюдно разоблачаться. В Советском Союзе семь десятилетий всецело властвовала коммунистическая идеология. Она рухнула. Традиционные религии пока не смогли заполнить сознание масс. Люди потеряли нравственные ориентиры, оказались в духовном вакууме. Отсюда засилье изображений голых девиц. Но должен сказать, что к истинно верующему человеку вся эта грязь не прилипает.

– А как же физкультура, спорт? Там ведь тоже женщины частично оголяются на глазах у множества посторонних мужчин...

– Спорт для мусульманки неприемлем. Не вижу ничего красивого в том, что женщины раздеваются до трусов и с выпученными от напряжения глазами несутся наперегонки по беговой дорожке стадиона. Я уж не говорю про такие извращения, как женский бокс, борьба и тому подобное. Хочешь заниматься физкультурой – пожалуйста: попроси мужа оборудовать дома спортзал, купить тренажеры. Но, сцепив зубы, вырывать победу в состязаниях – это не женское дело.

– Думаю, что феминистки встретят ваши утверждения в штыки.

– Феминизм – это желание женщины быть мужчиной. Ислам же исходит из того, что женщина должна быть женщиной, а мужчина – мужчиной. И только в паре они представляют божественную гармонию. Арабская пословица гласит: "За каждым великим мужчиной стоит великая женщина". Но женщина лидер, руководитель предприятия, страны – это противоестественно. Опыт Пакистана, Турции, других стран ничего хорошего не дал. У женщины более высокая миссия. Она – краеугольный камень семьи, хранительница очага. Поэтому последнее, что завещал посланник Аллаха перед тем, как покинуть этот мир: "Берегите женщин!"

* * *

С К. Исмайловым мы беседовали вечером, а поутру я отправился на привокзальную площадь Минеральных Вод, чтобы уехать в Ставрополь. По тротуару, нисколько не стесняясь, шла совершенно голая женщина лет сорока: с жуткого перепоя, вся грязная, в кровоподтеках. Поковырялась в одной урне, в другой, потащилась дальше. На остановке только одна женщина обмолвилась: "Хоть бы какую-нибудь бумагу взяла и прикрылась". Остальные провожали алкашку равнодушным взглядом: сколько таких каждый день толчется на вокзалах, в скверах, во дворах! Правда, не совсем голых – в грязных лохмотьях. Ну какая, в сущности, разница? По-моему, это катастрофа...

«Как вам к лицу... паранджа!»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2002 года