06:00, 5 июля 2002 года

Убийство в день рождения

"С Юрой Б. я был в хороших отношениях, он меня уважал. Мы с ним никогда не ссорились", – так написал убийца о своей жертве. И что удивительно – нисколько не приврал. Впрочем, на первый взгляд, эта кровавая драма, взбудоражившая все село Нижняя Александровка, предстает цепью нелепых случайностей. И только потом осознаешь ее закономерность...

На фотографии 25-летний Юрий Б. вызывает симпатию: правильные, мягкие черты лица, небольшого роста, среднего телосложения. А потому охотно верю его родной сестре, когда та уверяет, что Юра был на редкость безобидным, добрым, отзывчивым человеком. Ни с кем не конфликтовал. В последнее время он жил в поселке Ленинском, но в Нижней Александровке оставались его лучшие друзья – трое братьев К. Более того, маленькой дочке Олега – среднего из братьев – он доводился крестным. Ясное дело, что в день, когда Олегу стукнуло 22, Юрий утром сел в автобус и... отправился навстречу лезвию ножа, которое вечером пронзит его сердце.

Нижняя Александровка – затерянное в степях село, где каждый как на ладони. Хорошего шофера Василия Ш. недолюбливали за тяжелый, вспыльчивый характер, за склонность по пьянке распускать кулаки. К тому же знали, как он измывается над своей женой Любой, как без всякого повода ревнует ее к каждому встречному. А потому, когда они развелись и Василий уехал в родной Черкесск, в селе с облегчением вздохнули.

Но три года назад Василий вернулся. Причем, как казалось, стал другим человеком: спиртное в рот не брал, работал вахтовиком на тюменских нефтепромыслах. И с Любой вроде все у него сладилось, и дочь Юлию за соседа Олега выдал. Жили вчетвером в доме Любы, по-крупному не ссорились, радовались народившейся внучке.

Трещина появилась прошлой осенью: Василий стал баловаться пивком. Захмелеет – давай ко всем придираться, крыть матом. А в декабре, когда зятя не было дома, он даже крепко побил жену и дочь. Но это все с пива. А тут – надо же такому случиться – утром, в день рождения Олега, Василий впервые за последние три года приложился к бутылке водки. Так что, когда в семь вечера его пригласили за стол, будущий убийца уже был на взводе, и Люба то и дело с тревогой поглядывала на мужа. Однако обошлось без скандала, хотя за столом Василий изрядно добавил: всемером опорожнили семь бутылок водки.

Юрий Б. в последнее время вообще не притрагивался к спиртному: после гриппа получил осложнение, и приходилось принимать антибиотики. Но тут его словно бес попутал – выпил рюмку, другую, третью, и понеслось... Воздержался бы – возможно, был бы жив.

Впрочем, вначале ничего не предвещало беды. В половине девятого молодежь отправилась в клуб на дискотеку. В доме остались только Василий с Любой да мать Олега Татьяна. Татьяна взялась укачивать внучку, а изрядно набравшийся Василий ни с того ни с сего тоже стал собираться в клуб. Мол, там дорогого зятя кто-то хочет обидеть, а потому он пойдет выручать его. Люба понимала – в таком состоянии мужа из дома выпускать нельзя. Повисла на рукаве и давай разубеждать, успокаивать. Вроде угомонился. Но тут его на другое перемкнуло: поволок жену на хоздвор, заперся с ней в душевой...

И надо же такому случиться, что именно в эту минуту внучка уснула и Татьяна отправилась искать сватов. Услышав шум в душевой, окликнула. Люба молчала, только всхлипывала, а Василий разразился трехэтажными ругательствами. Татьяна давно знала эту семью, а потому решила, что пьяный Василий опять избивает Любу, и не придумала ничего лучшего, как сбегать в клуб за Олегом, который тоже был выпивши.

Кто первый начал – не докопаться. Одни уверяют, что едва Олег вошел во двор, Василий схватил его за грудки. Другие – будто Олег сам с порога стал материть тестя за то, что тот избивает жену. Как бы то ни было, но Василий с Олегом сцепились и давай с остервенением избивать друг друга.

Прослышав, что дома неладно, с дискотеки прибежали и все остальные. Старший брат Олега Дмитрий попытался остановить драку, но Василий не только продолжал пинать зятя, но и его ударил кулаком по лицу. "В какой-то момент отец закричал, что он их порежет, и побежал в дом, – рассказала на допросе Юлия. – Я стала кричать ребятам, чтобы они убегали... Через несколько минут отец выскочил с ножом".

Василий пошел на обидчиков: полоснул по боку Олега, зацепил Дмитрия. Парни пытались выбить нож, но безуспешно. И тут Юра полез разнимать их, но вдруг медленно осел, а затем рухнул на спину. Раздался пронзительный крик Юлии, и драчуны мгновенно остановились...

"В какой-то момент я встал и ударил ножом Юру. Я не хотел ударить именно его, просто он попался мне под руку", – заявил потом следователю Василий.

Лезвие вошло в грудь на семь сантиметров, угодило точнехонько в сердце – такому удару позавидовал бы профессиональный убийца.

А теперь поищем закономерность. Погиб добрый, безобидный парень. Но он был пьян, что неопровержимо доказала суд-медэкспертиза. На 10 лет в колонию строгого режима загремел Василий Ш. – в сущности, неплохой, трудолюбивый 45-летний мужчина. Когда трезвый. Но он был пьян. Все остальные участники драмы, за исключением беременной Юлии, тоже были в подпитии, а потому утверждать, что они ни в чем не виноваты, я бы поостерегся.

«Убийство в день рождения»
Газета «Ставропольская правда»
5 июля 2002 года