06:00, 5 июля 2002 года

Будет ли в моде русский фольклор?

Ансамбль "Радоница" существует в Ставропольском государственном университете пять лет. И ровно столько же на факультете искусств в вузе обучают будущих руководителей народных хоров.

Организовала и руководит "Радоницей" все эти годы Лилия Якоби - заведующая кафедрой искусств СГУ. Студенты называют ее своей "творческой мамой". А еще Л. Якоби можно по праву причислить к лучшим фольклористам Ставропольского края.

Хотя сама Лилия Александровна родом не со Ставрополья, а с певучей Украины. Любовь к народной музыке у Якоби, как говорится, в крови – еще бабушка ее славилась на всю округу прекрасным знанием украинских и русских песен и трогающим душу приятным голосом. Неизменной была в семье традиция собираться за столом и петь.

Первое образование, которое получила Лилия Якоби, - педагогическое. Со временем поняла: ее призвание – музыка, и решила продолжить образование. Поступила в Черкесское музыкальное училище по классу хорового дирижирования, потом – в Ростовский педагогический институт на народно-хоровое отделение, а дальше – в Саратовскую консерваторию.

Сегодня в крае Якоби хорошо знают те, кому небезынтересен фольклор. Хотя она всегда скромно старается остаться в тени, а главный результат своих трудов видит в воспитании достойной профессиональной смены. Более двадцати лет Лилия Александровна отдала Ставропольскому музыкальному училищу. Работала преподавателем, затем возглавила народное отделение, организовала хор "Дубравушка", снискавший славу Ставрополью на фестивалях всесоюзного и республиканского масштаба.

Все эти годы Лилия Якоби занималась собирательством фольклора, ездила с ребятами по станицам и селам, вместе записывали, а затем расшифровывали песни.

– Ставрополье вообще очень песенное, – говорит Лилия Александровна. – Здесь можно услышать много удивительного. Манера исполнения свободная, полетная и в то же время – яркая. Особый колорит придает ей смешение культур различных народов, характерное для Кавказа. В нашей народной музыке причудливо объединились интонации казачьих песен и мелодий средней полосы России.

Когда при Ставропольском государственном университете открылось музыкальное отделение, Лилия Александровна возглавила его первую кафедру. И как только набрали студентов, организовала "Радоницу". Сразу же стали выезжать во всевозможные творческие поездки, побывали на фестивалях в Москве, Крыму, Самаре, не говоря уже о выступлениях в различных уголках родного края. С большим пониманием относится к ним ректор СГУ Владимир Александрович Шаповалов, всегда находя средства на их "гастроли". А ведь для ребят это очень хорошая школа. Творческий коллектив не может вариться в собственном соку. Нужна подпитка, общение с настоящими мастерами. Тогда рождаются новые идеи, появляется стимул для работы. Главное, конечно же, – обмен опытом с другими коллективами и целыми вузами. Например, подписан договор о сотрудничестве с Киевским университетом культуры, готовится такое же соглашение с Самарской академией культуры и искусств.

Концерты, которые время от времени дает ансамбль, демонстрируют востребованность народного творчества, прежде всего у своих ставропольских зрителей. Но Лилия Александровна считает основной задачей "Радоницы" шлифование профессионального мастерства ее участников. На первом показе дипломных работ, состоявшемся в ставропольском городском Доме культуры, во всем блеске проявились результаты этой шлифовки. Между тем путь к мастерству не так-то прост.

– Студенты к нам приходят с разным уровнем подготовки, - комментирует Лилия Александровна, – разной степенью одаренности. Но первое, с чего я начинаю работу с каждым из них, – стараюсь вселить уверенность. Иначе человек будет комплексовать, а мне важно, чтобы он раскрылся полностью и показал, на что способен.

Труд в классе Якоби – тяжелый, но творческий, а потому в конечном итоге всегда приносит радость. Это единодушно признают все ее ученики. В их рассказах о своем преподавателе – искреннее уважение и неподдельная душевная теплота. Им кажется, что она знает их лучше, чем они сами, а она считает как раз наоборот:

– Каждый из моих студентов – личность, индивидуальность, и в них невозможно не открывать постоянно что-то новое. Что-то у нас получается, а что-то нет. И начинаешь анализировать, в чем просчет... Нельзя забывать, что их формирует весь наш преподавательский коллектив, постижение мастерства происходит в комплексе.

В этом году на отделении искусств – первый выпуск. Сдают дипломные работы и третьекурсники, оканчивающие первую ступень высшего образования – бакалавриат. Чтобы заслужить право считаться специалистом, каждый из них представил развернутую программу, где выполняет роль сценариста, режиссера, хореографа и сам присутствует на сцене. У пятикурсников программа короче – всего три произведения, одно из которых обязательно авторское, но требования к ней соответственно выше.

На концертном показе ребята удивили многообразием жанров и разнохарактерностью представленных ими произведений, мастерством исполнения. В стройном многоголосье мужских и девичьих голосов то и дело прорывалась удаль казачьих походных песен. Позабавили присутствующих шуточные народные частушки, были представлены и обряды: рождественские гадания, колядки, игры "в платочек", хоровод. По сути, это был целый спектакль, в котором создавались и развивались образы, обыгрывались действия, а главным действующим лицом была песня, идущая, по выражению классика, "из глубины души народной".

Пять лет назад, когда отделение искусств только приступило к своей работе, проблем, конечно, было больше, но и сегодня жизнь отделения нельзя назвать гладкой. Вроде бы и обеспечено оно всем необходимым оборудованием – компьютером, магнитофонами, музыкальными инструментами. А помещений не хватает. Нет аудиторий для занятий постановки голоса, сценографией, расшифровкой новых записанных произведений. Если музыкальное училище, разделяющее свой кров с вузом, однажды настоит на освобождении классов от "посторонних", студенты СГУ вместе с преподавателями останутся в буквальном смысле на улице. Хорошо, хоть с репетиционным помещением решен вопрос. "Радонице" предоставлен недавно отремонтированный концертный зал СГУ.

Лилия Александровна убеждена, что решение проблемы помещений для "народников" – дело уровня краевого правительства. Второго высшего учебного заведения, выпускающего специалистов по данному профилю, на Ставрополье нет. Между тем, возрождение народных традиций, знание истории и культуры России сегодня без преувеличения можно назвать приоритетным направлением в деятельности государственной власти. Впрочем, тут же хочется скептически спросить: будет ли отдача от усилий, вложенных в эту работу? Будет ли в моде русский фольклор?

– Безусловно, – убеждена Лилия Якоби. – Популярность его нельзя назвать повсеместной. Но она определенно растет. Сегодня у нас большое количество детских и молодежных коллективов. Во время творческих поездок и фестивалей мы встречаемся с ними и видим: молодежь поет народные песни, и как поет! Возрождается неподдельный интерес к родным корням. Сегодня это востребовано. Важно закрепить эту тенденцию, выстроив вертикаль профессионального образования от школы к училищу и вузу.

О. МАРКОВА
«Будет ли в моде русский фольклор?»
Газета «Ставропольская правда»
5 июля 2002 года