06:00, 3 июля 2002 года

"Сухой закон" в затопленной зоне?

Вчера в Ставрополе состоялось очередное заседание правительственной комиссии по восстановлению жизнедеятельности субъектов РФ, пострадавших от стихии, которое провел министр по чрезвычайным ситуациям России С. Шойгу.

Похоже, шок, который охватил всех во время и в первые дни после стихии, постепенно начинает проходить. И теперь для федерального центра важно выяснить, насколько компетентны были представители властных структур на местах. "Человеческий фактор" выходит на первый план и, наверное, недавнее заявление краевой прокуратуры о возбуждении двух уголовных дел по итогам – только первая ласточка. На вчерашнем заседании правительственной комиссии С. Шойгу озвучил свой разговор с президентом России В. Путиным. По словам "чрезвычайного министра", президент дал ему задание проработать с министерством юстиции механизм отстранения от должности как избранных глав городов, районов, населенных пунктов, так и назначенных, виновных в столь тяжких последствиях. С. Шойгу заявил, что президент готов снимать некомпетентных чиновников даже своим указом, если таковой потребуется. По словам руководителя краевого штаба по ликвидации стихии, зампреда ПСК Ю. Тыртышова, у ставропольских властей уже готовы две кандидатуры "на снятие".

И еще один нелицеприятный момент, на котором заострил внимание председатель правительственной комиссии. На дня он посетил станицу Надзорную, а там, по его словам, идет "массовая коллективная пьянка". Спасатели из Москвы разгружают "гуманитарку", а местные здоровые мужики сидят и наблюдают за происходящим. На вопрос министра, почему не помогаете, те разводят руками и говорят, мол, мы – пострадавшие, вы нам обязаны...

Насколько правдоподобна эта "картинка", нарисованная официальным лицом, судить не возьмусь, но С. Шойгу на полном серьезе дал задание проработать милицейским чинам вопрос о введении в пострадавшей зоне "сухого закона" хотя бы на месяц. Другое предположение – беспощадно задерживать тех, кто хоть немного "навеселе" и пусть, как выразился С. Шойгу, "отрабатывают на стройках народного хозяйства", здесь же, в собственной подтопленной станице.

И снова о деньгах. На ликвидацию стихии Москва выделила миллиард 800 миллионов рублей. Федеральные чиновники, входящие в состав комиссии, разъясняют, что эти деньги, в случае если пострадавший субъект не сможет за них отчитаться, будут зачтены в виде опережающих трансфертов за четвертый квартал этого года. То есть, если мы не сможем документально подтвердить что рубль потрачен на ликвидацию стихии, мы не получим его в конце года. По сути, сейчас на восстановление мы тратим собственные деньги, предусмотренные для нас в бюджете страны, которые федеральный центр просто выделяет чуть пораньше.

Насколько столь жесткая схема финансирования оправдана, могут сказать лишь специалисты, но уже сегодня представители федеральных министерств, входящие в состав комиссии, настойчиво говорят о завышении сумм ущерба, которые представляют им регионы. Залатаем дыры сегодня, а что завтра?

«"Сухой закон" в затопленной зоне?»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2002 года