06:00, 27 июня 2002 года

Двойная бухгалтерия

Последние дни были отмечены на Северном Кавказе общей бедой - наводнением, которое захватило практически все регионы.

Но не менее трагично, на мой взгляд, складывается здесь нынче и ситуация в общеполитическом плане. С одной стороны, Аслан Масхадов написал Владимиру Путину: мол, давайте замиряться. Чуть ранее так называемый глава Ичкерии направил открытое письмо президентам и премьер-министрам стран восьмерки, которое аккурат приурочено к началу саммита в канадском городе Кананаскис. Чего хочет Масхадов? Масхадов хочет мира. А по большому счету – передышки. На первый взгляд, он предлагает простого: возобновить контакты между полпредом главы государства в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым и представителем чеченских сепаратистов Ахмедом Закаевым. В послании главам восьмерки Масхадов просит участников встречи убедить Путина принять предложение чеченской стороны.

Кремль воздерживается от официальных комментариев. Глава администрации Чеченской Республики Ахмат Кадыров отрицательно относится к самой возможности переговоров. Кадыров отмечает, что "с Масхадовым должен разговаривать прокурор. А предметом переговоров может быть только сложение оружия". Наш вывод о передышке разделяет и Кадыров, который считает, что предложение Масхадова сделано только для того, "чтобы перегруппировать свои ряды и пополнить силы".

В искренности Масхадова приходится сомневаться. Вот только несколько фактов. В поселке Знаменском Надтеречного района федералы обнаружили листовки актиконституционного и антироссийского содержания. И если здесь в авторстве можно сомневаться, в Ножай-юртовском и Веденском районах распространяются аудиокассеты с обращением Масхадова. В нем однозначно положительно оценивает деятельность арабов и ваххабистских джамаатов, "товарищ Аслан" даже кается в своих прежних оценках присутствия в Чечне иностранных наемников. По мнению экспертов, изменение позиции Масхадова свидетельствует о его намерении получить от арабов дополнительные деньги. В этом же ряду предотвращенная российскими военными попытка боевиков захватить Грозный. Здесь тоже все однозначно: боевые планы по проведению этой операции под названием "Джихад-2" написаны лично Масхадовым.

Впрочем, все это – видимая часть. Есть и другая – скрытая. В тех же документах есть данные о разногласиях Масхадова с Вахой Арсаевым, Шамилем Басаевым и поисках союза с главарем крупного бандформирования Русланом Гилаевым, который находится нынче в Панкийском ущелье Грузии. Кстати сказать, возвращение из мертвых Шамиля Басаева (а по данным военной разведки, он все-таки жив и прячется в Веденском районе Чечни – это вынужден был признать командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Владимир Молтенской) в это время очень даже кстати. В рамках все той же двойной бухгалтерии.

Между тем двойная бухгалтерия в арсенале – не только боевиков, но и российского правительства. Российские власти не будут возвращать чеченских беженцев в республику насильно. Об этом со ссылкой на посланника ООН Олара Отунну сообщило на днях американское информационное агентство "Associated Press". Напоминим, что в середине мая премьер-министр ЧР Станислав Ильясов заявил российским журналистам, что администрация ЧР намерена в скором времени вернуть в Чечню около 10 тысяч беженцев, проживающих в лагерях Ингушетии. По мнению американских журналистов, это заявление должно было лишь подтвердить заявление Кремля о том, что война в Чечне практически закончена. На самом деле, по данным, которыми располагает "Ставропольская правда", никто и никого не собирался возвращать в Чеченскую Республику. На эти цели в российском бюджете нынешнего года не было выделено ни копейки.

«Двойная бухгалтерия»
Газета «Ставропольская правда»
27 июня 2002 года