06:00, 21 июня 2002 года

Телохранитель Ее императорского величества

"Кавалергарда век не долог, и потому так сладок он...". Эту песню Булата Окуджавы слышал наверняка каждый. Никогда бы не подумал, что однажды выпадет удача вплотную соприкоснуться с судьбой настоящего кавалергарда и его потомками. И не где-нибудь в столицах, а в нашем степном Ставрополье. Как это часто бывает, тема "нашлась" случайно.

Но обо всем по порядку. В День края на проспекте Октябрьской революции Ставрополя была устроена своеобразная аллея национальных подворий – украинских, немецких и так далее. Один из стендов украшала пожелтевшая от времени фотография -солдаты с саблями и касками, которых венчали фигурки двуглавых птиц. Никаких надписей под снимком не было.

От героев былых времен...

– В центре фотографии стоит мой дедушка кавалергард Никанор Иванович Мамонтов, – рассказала методист отдела культуры Изобильненского района Ольга Рвачева.

К сожалению, Ольга Федоровна, по ее собственному признанию, никогда не интересовалась генеалогией и историей своей семьи. Из рассказов ее матери, 77-летней Александры Никаноровны Пищиковой (Мамонтовой) удалось узнать, что Никанор Мамонтов служил в полку имени императрицы Марии Федоровны и знал лично последнего российского императора Николая II. По словам дочери кавалергарда, ее отец нес службу в почетном карауле на свадьбе Николая II и Александры Федоровны. Увы, но вспомнить дату рождения, воинское звание, годы службы или награды Никанора Ивановича она не смогла.

– Мама рассказывала, что бабушка Анастасия называла своего мужа "молчуном", – сказала Ольга Федоровна. – Также известно, что у них было 13 детей. Из них, к сожалению, выжили только четверо: Тося - 1901 года рождения, Георгий – 1905, Василий – 1910 и моя мама Александра – 1925. Когда дедушка умер, мне было всего два или три годика. Мы тогда жили на хуторе Веселом Труновского района.

Вот и все, что оказалось известно родным и близким бравого кавалергарда. Воистину от героев былых времен не осталось уже имен.

Цвет русской гвардии

Представители конницы прошлого – драгуны, гусары, уланы хорошо известны широкой публике. О них сложены песни, пословицы и даже анекдоты, сняты кинофильмы, а вот кавалергарды почему-то обойдены вниманием. Так что же это за род кавалерии?

История кавалергардов началась в 1724 году с почетной стражи, созданной Петром I для коронации своей супруги Екатерины I. В переводе с французского кавалергард означает – cavaler – всадник, gard – стража, то есть "конная стража". В течение всего XVIII столетия кавалергарды оставались небольшим отрядом почетной дворянской стражи, несущей охрану в местах пребывания императорской фамилии. После воцарения императора Павла I, в январе 1800 года, последовал приказ о переформировании "Кавалергардского корпуса" в кавалерийский полк трех-эскадронного состава на общих для всей гвардии основаниях. То есть с набором нижних чинов не только из дворян, но и из других сословий.

Если весь гвардейский корпус (пехота, артиллерия, конница) являлся элитой Российской армии, то тяжелая его кавалерия по праву считалась элитой гвардии. Одно перечисление фамилий офицеров чего стоит: здесь служили устроенный в полк "по блату" будущий знаменитый партизан 1812 года Денис Давыдов, Дантес, барон Маннергейм, Врангель и многие другие.

Однако близость ко двору порой ввергала офицеров полка в самые невероятные жизненные ситуации. Особую известность получила драма штаб-ротмистра Алексея Охотникова. Красавец кавалергард влюбился в замужнюю даму высшего света. Через некоторое время она ответила ему взаимностью. Пылкая страсть длилась почти два года. Трагическая развязка наступила в ночь на пятое октября 1806 года. Охотников, выходя из театра в толпе зрителей, был тяжело ранен неизвестным, который вонзил в него кинжал. Несмотря на тщательный уход и лечение, рана не заживала, и офицер вскоре скончался. История не привлекла бы столько внимания всего Петербурга, если бы возлюбленной кавалергарда не оказалась... императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I. Организацию убийства молва приписывала младшему брату царя – Константину Павловичу.

Боевое крещение, и славное, и трагическое, полк получил 20 ноября 1805 года под Аустерлицем. Здесь кавалергарды совершили подвиг самопожертвования. Бросившись в атаку на численно превосходящего их противника, гвардейцы спасли от уничтожения русскую пехоту, но сами при этом понесли значительные потери: было убито, ранено и взято в плен 13 офицеров и 226 нижних чинов, то есть полк потерял половину личного состава.

Ожесточенная рубка на палашах развернулась на поле перед ручьем. Она длилась около четверти часа. Против кавалергардов с криками: "Заставим плакать петербургских дам" сражались французские конно-гренадеры, конно-егеря и мамелюки. Кроме того, огонь по русским всадникам вела французская пехота и артиллерия. При отступлении полка от своих были отрезаны и окружены 4-й эскадрон полковника князя Н. Репнина-Волконского и взвод из 1-го эскадрона под командованием 17-летнего корнета А. Альбрехта. В живых из них осталось, как писал Лев Толстой в романе "Война и мир", только... "осьмнадцать человек". Кавалергарды знали, что идут на верную смерть, но не дрогнули. Бонапарт по достоинству оценил героизм гвардейцев, сказав раненому и взятому в плен князю Репнину: "Ваш полк честно выполнил свой долг!"

Затем были битвы при Бородине, Кульме, Лейпциге, Фершампенуазе. С тех пор кавалергардам долго не доводилось проявить себя в боях. Прошло сто лет, прежде чем гвардейцы вновь повели счет своим победам – уже на фронтах первой мировой войны.

Кто ищет, тот всегда найдет

В конце XIX века в России было четыре полка гвардейской тяжелой кавалерии: Кавалергардский, лейб-гвардии Конный, лейб-гвардии Кирасирский Его Величества и лейб-гвардии Кирасирский Ее Величества.

В каком же из них служил Никанор Мамонтов? В каких архивах искать его документы? Но начинать с чего-то надо, и я обратился за помощью в Ставропольский краевой архив.

– Мы поищем его в фамильных формулярах, – сказала археограф Елена Громова, – но предупреждаю, что, обладая такими скудными сведениями, найти что-нибудь о кавалергарде вряд ли будет возможно. Искать наобум в десятках тысяч документов это все равно, что искать иглу в стоге сена.

Предсказание работника архива сбылось. Долгие розыски в архивных бумагах ничего не дали. Однако удача улыбнулась в заг-се Труновского района. В регистрационной книге сельсовета села Безопасного была обнаружена запись о том, что Никанор Иванович Мамонтов скончался 25 марта 1957 года. Со слов родственников указан возраст – 82 года. Причина смерти – опухоль головного мозга. Таким образом, удалось установить, что наш кавалергард родился приблизительно в 1875 году.

– До революции 1917 года мужчин в российскую армию призывали в возрасте 20 лет, значит, на службу Никанор Иванович попал где-то в 1894 -1896 годах, – считает заведующая кафедрой истории России профессор СГУ Тамара Булыгина. – Поэтому он вполне мог присутствовать на свадьбе Николая II, которая состоялась 14 (26) ноября 1894 года...

Многое о ставропольском гвардейце поведала... старая фотография. Сопоставляя картинку с описаниями военной формы и воспоминаниями современников кавалергарда, удалось выяснить, что Никанор Иванович Мамонтов служил в Кавалергардском Ее Величества Государыни - Императрицы Марии Федоровны полку, именно так звучит официальное название воинской части.

"...На парадах полк своим видом воскрешал в памяти давно минувшие времена эпохи Александра I и Николая I, – писал в книге "Пятьдесят лет в строю" граф А. Игнатьев, служивший обер-офицером в Кавалергардском полку с 1895 по 1898 год, – выступая в белых мундирах-колетах, а в зимнее время – в шинелях, поверх которых надевались медные блестящие кирасы, при палашах в гремящих стальных ножнах и в медных касках, на которые навинчивались острые шишаки..."

Полк был относительно небольшим. В его штате состояло четыре эскадрона, около 600 всадников, в то время как в армейской кавалерии все полки имели около 900 сабель. Солдат в личную охрану государыни-императрицы подбирали по росту, ниже 186 сантиметров не принимали, и по внешности. К примеру, если в лейб-гвардии Конный брали жгучих брюнетов с усиками, в лейб-гвардии Кирасирский Его Величества – рыжеволосых и длинноносых, то в полку Ее Величества служили только голубоглазые и сероглазые блондины без бород. Также зная длину гвардейского палаша образца 1826 года, которая составляла около 1150 мм, удалось высчитать рост Никанора Мамонтова - 190 сантиметров.

Поиски информации о кавалергарде привели в краеведческий музей села Труновского, где отыскалась... каска, в которой Никанор Мамонтов сфотографировался около ста лет тому назад. К сожалению, годы оставили на ней свой след – одна из голов мифического грифона отсутствовала. Время не пощадило кокарду и другие элементы украшения шлема.

– Это чудо, что каска кавалергарда вообще сохранилась, - рассказала заведующая музеем Лилия Обрывко. – В наших фондах она нигде не значится. До встречи с вами мы даже не знали, что это такое у нас хранится. Также не известно, как и когда каска попала в музей, который создавался в память о легендарном красном кавалеристе времен гражданской войны Константине Трунове.

Старейший работник музея 82-летняя Мария Педоченко смогла сообщить, что теперь хутор Веселый называется селом Ключевским.

Точку ставить рано

Увы, но пока не удалось узнать, имел ли Никанор Иванович воинские награды. Неизвестно, участвовал ли он в первой мировой и гражданской войнах. Как пережил коллективизацию, Великую Отечественную и другие переломные моменты нашей истории. "Ставропольская правда" просит откликнуться всех, кому что-либо известно о кавалергардах или Никаноре Мамонтове.

Заведующая Труновским краеведческим музеем Лилия Обрывко попросила поделиться собранными сведениями и пообещала на основе полученных данных сформировать экспозицию об одном из последних русских гвардейцев. Так что спустя десятилетия забвения и неизвестности о судьбе кавалергарда Мамонтова, пусть даже такой отрывочной и неполной, узнают жители Ставрополья.

«Телохранитель Ее императорского величества»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2002 года