06:00, 21 июня 2002 года

"Пусковой механизм" для похода к алтарю

Ни одна сугубо женская компания, как правило, не обойдет стороной вечную тему замужества. Причем не только с точки зрения его нужности-ненужности, удачности-неудачности, но и вообще: а что толкнуло-то?! Естественно предполагаемый в таком случае ответ - "любовь". Но при более близком рассмотрении порой выясняются вовсе не столь возвышенные мотивы, в которых и сам себе не всегда-то признаешься. Морализировать на предмет, хорошо это или плохо, дело, наверное, личное, поскольку все так или иначе зависит от конечного "продукта". Но вовремя задаться невесте вопросом, а действительно ли предстоящая свадьба является счастливым финалом лишь светлого чувства, да еще и с учетом опыта окружающих – вещь явно не бесполезная.

Уж и замуж невтерпеж

Ольга мало чем отличалась от практически любой девчонки, которая, увидев у подружки новую куклу или какую-то вещицу, тут же спешила сообщить своим родителям: "И я такую же хочу!". С тем лишь отличием, что желания ее в большинстве своем неукоснительно выполнялись, благо были для этого возможности. Со временем привычка получать практически все уже стала чертой характера, и амбиции возрастали непомерно. Но с непреодолимой трудностью пришлось столкнуться на последнем курсе института, когда все больше обручальных колец стало появляться на пальчиках у ее подруг, а у Ольги, казалось бы, при всех ее внешних и материальных преимуществах почему-то даже потенциального кандидата на руку и сердце до сих пор не просматривалось.

К госэкзаменам и вовсе началась "эпидемия" свадеб, их веселая и дружная группа только и успевала поздравлять молодых, с грустью думая о совсем скором времени, когда придется разлететься по городам и весям. И вопрос "невостребованности" и даже "ущербности" стал превращаться для Ольги в навязчивую идею, которая не давала ей спокойного существования: казалось, что на этом все лучшее в ее жизни уже прошло, а впереди лишь серые будни и одиночество. С каждой свадьбы она приходила в слезах, близкие утешали как могли, приводя вполне разумный довод – в таком возрасте подобные страхи просто нелепы, ведь жизнь только начинается и надо ждать своего единственного и неповторимого избранника. Но, как принцесса Несмеяна, девушка проливала горючие слезы, желая лишь одного – тоже получить жениха, чем она хуже своих подруг?!

Однако Ольга оказалась не одинока в своей растерянности и смятении на пороге нового этапа жизни. Опять же на одной из свадеб она познакомилась с вполне подходящим, на ее взгляд, претендентом в женихи – парнем с параллельного курса, которому Ольга действительно понравилась, но еще более ему не хотелось возвращаться в родное село, а в городе зацепиться было не за что. После бурного романа молодая пара поспешила в загс.

На помпезном свадебном торжестве, на которое были приглашены все друзья и подруги, Ольга ликовала – все не только "как у людей", а может быть, даже лучше, в смысле – богаче. Первое время влюбленные действительно упивались друг другом, а уже спустя некоторое время начали вдруг обнаруживать некую, мягко говоря, несхожесть характеров и привычек. Оставалось или уныло тянуть семейную лямку, или скорее расстаться, чтобы не доводить дело до детей. Именно второй вариант решения проблемы оказался для Ольги, да и ее родителей наиболее предпочтительным. Правда, за него пришлось "расплатиться" частью жилплощади, ну да что не сделаешь для счастья и покоя любимой дочери...

Железный довод – назло

Своих родителей Аля всегда считала настоящими тиранами и консерваторами: ну где это в наше время видано, чтобы подростка контролировали до такой степени, даже перед подругами было стыдно. На дискотеку не ходи – там хулиганы, в поход не отпустим – жизни не знаешь, короткую юбку не носи – будут смотреть, а уж чтобы мальчик какой зашел или даже позвонил – смерти подобно... Чем старше становилась девушка, тем больше запретов выдвигалось со стороны родителей, а соответственно и больше скандалов происходило из-за этого в их доме.

Настоящий террор наступил в ее и без того контролируемой жизни, когда появился Виктор. Он был постарше, уже заканчивал учебу и казался Але в общем-то интересным, особенно если учесть, что к своим восемнадцати какого-то более-менее серьезного опыта общения с противоположным полом по понятным причинам обрести не удалось. Родители, почуяв опасность, перешли в режим особой бдительности, что выражалось в самом "изысканном" преследовании влюбленных, порождая совершенно естественное противодействие с их стороны. Казалось, что в неравной схватке с родителями, их полной неспособностью или нежеланием понять дочь и признать ее право на самостоятельное существование можно победить только радикальными мерами – сделать назло, доказать, на что ты способна, вовсе не дожидаясь какого-то благословения – уж лучше жить с каким угодно мужем, чем с "такими родителями".

Чем заканчиваются подобные браки (конечно, за редчайшим исключением), даже и описывать не надо – это давно и подробно мы читали у классиков. Но, как ни странно, скоропалительное неудачное замужество Али сыграло очень благотворную роль в ее отношениях с родителями, которые, как она поняла, и оказались для нее в нелегкой сложившейся в дальнейшем ситуации самыми близкими и по-своему желающими ей только добра людьми. На будущее они смогли договориться, жаль только, что такой дорогой ценой: от брака остался ребенок, который, естественно, на попечении ее родителей, а самой Але пришлось перевестись на заочное обучение, не говоря уже о психологической травме.

"Пора пришла – она решилась"

"Засиделась в девках" – даже в наши феминистически настроенные времена некоторыми это воспринимается чуть ли не как приговор. Конечно, определенный возраст, неприметные внешние данные, столь понятное желание родить или просто о ком-то заботиться, усталость от одиночества, наличие ребенка от предыдущего брака, чувство благодарности к мужчине за заботу или длительную привязанность - все это тоже может стать поводом для замужества. Ждать от такого брака какой-то возвышенности, любви вроде бы и не приходится. Знаете, как в народе говорят – "сошлись". Однако парадокс таких союзов заключается как раз таки в том, что они, по статистике, да и жизненным наблюдениям тоже, при всей внешней безнадежности и приземленности оказываются довольно прочными и долговременными, да и чувства супругов зачастую, миновав обычный романтический период, перерастают в прочные и сильные. Может быть, потому, что в такой ситуации женщины выбирают в мужья людей зрелых, тоже давно расставшихся с иллюзиями и имеющих определенный опыт, а может быть, у них просто уже нет чрезмерно завышенных требований к своим избранникам, кто знает. Но в этом точно что-то есть.

Выходит, при походе к алтарю факт лишь наличия жениха все-таки мало о чем говорит?

Наталья ЧЕРНИГОВА
«"Пусковой механизм" для похода к алтарю»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2002 года