06:00, 19 июня 2002 года

Заповедник для "Запорожцев"

Во дворе невинномысца Федора Неустроева яблоку упасть негде. Но не потому, что вся земля здесь, как в соседних усадебках, занята под картошку да свеклу-морковку. Дело в другом – даже там, где, казалось бы, самое место огородному овощу расти, каждый свободный метр занимают стоящие впритык "Запорожцы": зеленые, синие, желтые, красные, салатовые, белые... Ходить между ними можно не иначе как боком.

Всяких коллекционеров мне приходилось видеть. Кто марки собирает, кто монеты, кто открытки. Но чтобы создать целый заповедник для "Запорожцев"... Впрочем, познакомившись поближе с Федором Неустроевым, я понял – ничего удивительного в его увлечении нет. Хотя бы потому, что сам Федор Васильевич человек необыкновенный. Ну сами посудите. Кем только герой нашего рассказа не работал. И на АЗЛК трудился в свое время. И в газоспасательном отряде "Азота" побывал. Поработал и водолазом первого класса на спасательной станции.

Воспоминаний на десятерых хватит. Из Кубани, небольших прудов больше сотни утопленников достал Неустроев. Как-то сам чуть было не погиб: запутался в корде от сгоревшей и брошенной в воду покрышки, которая стала причиной гибели мальчика. Проволока зацепилась за вентиль на водолазном аппарате, и его пришлось скинуть, чтобы на дне навсегда не остаться. А то еще участвовал Федор Васильевич в ликвидации прорыва отстойников "Азота", в которых находились агрессивные жидкости, способные отравить все живое. Затыкал свищи под водой матрасами да тряпками, пока бульдозеры защитную дамбу не насыпали.

Детство Федор Неустроев провел в Калининской области. Отцу, инвалиду войны, сначала выделили мотоколяску, а потом и "ушастый" "Запорожец". Но он, правда, с машиной возиться не любил. А вот Федя уже с десяти лет мог любую поломку в автомобиле исправить. Отец нередко ездил в соседнее село к своему однополчанину, который работал лесничим. Само собой, о былых битвах да походах вспоминали ветераны под чарку-другую "горькой". Обратно рулить разрешал бывший фронтовик своему сыну-подростку. Наверное, с тех поездок и осталась у Федора Неустроева страсть к неприхотливой, неказистой с виду машине.

В Невинномысске Федор Васильевич живет с 1978 года. Здесь-то и было положено начало его необычной коллекции. Первым в ней был ЗАЗ-965. На этой машине и сейчас Неустроев ездит. Ну а вообще у него все основные модели "Запорожцев" есть: ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969. Всего же у Федора Васильевича ни много ни мало десять "Запорожцев"!

С моим собеседником мы сидим в маленькой кухоньке и пьем крепкий сладкий чай. С интересом слушает наш разговор сын Василия Неустроева Егор (его, кстати, отец не по автомобильной, а по военной части прочит – благо военных в роду Неустроевых немало). Даже собака Тишка, подняв ухо, пытается понять, о чем мы ведем речь. А говорим вот о чем:

– Федор Васильевич, – спрашиваю я, – а не обидно, что "Запорожец" некоторые и за автомобиль-то не считают? Вон и анекдотов про него сколько сложено... Может, и правда пора на пенсию "горбатым" и "ушастым"?

– Брехня все это, – кипятится Неустроев, рубя рукой воздух. – Да такую машину еще поискать! Врать не буду: в восьмидесятые годы качество не то пошло. Но до этого... Моему самому старому "Запорожцу", на котором и езжу, уже под сорок – а кузов как новенький, ни червоточинки. И все в автомобиле родное. И если он где в грязи застрял – можно из лужи вдвоем на руках вынести, машина-то легкая. Ну а вообще-то и застрять надо уметь - проходимость на самом деле хорошая у автомобиля. Если что – заднюю включаешь и без проблем выезжаешь из той же грязи. Что немаловажно, бензина мало ест "Запорожец". На дачу съездить, товар на рынок отвезти, если кто "челночит" – лучше авто не найти.

А ведь прав фанат "Запорожцев". Конечно, на фоне какого-нибудь супернавороченного "Ауди" выглядит ЗАЗ не так чтобы очень. Но ведь бегает, работает трудяга. Кстати, знаете ли вы, как вообще "Запорожец" на свет появился? О, тут целая история. В середине 50-х годов в Европе трудящиеся начали пересаживаться с мотоциклов на мотоколяски типа BMW Isetta. А вот граждане страны, победившей во второй мировой, о собственном автомобиле могли только мечтать. Тогда ведь в СССР было всего два завода, выпускавших "легковушки" (Горьковский и Московский). "Победа", впрочем, для большинства была недоступна, ну а "Москвич-401" был, что говорится, в дефиците. Вот и решили перевести на производство автомобилей Запорожский комбайновый завод "Коммунар". Здесь-то и начинается самое интересное. Оказывается, у нашего "Запорожца" итальянская родословная!

Образцом для "народного автомобиля", его, так сказать, основой стал итальянский FIAT-600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Перелицованный и доработанный "итальянец" и стал ЗАЗ-965, вошедшим в историю отечественного автомобилестроения.

Летом 1960 года "Запорожец" отвезли в Кремль, где состоялся традиционный показ новой техники руководству страны. Это самое руководство автомобиль одобрило и велело установить цену менее 2000 рублей. А 22 ноября того же года была выпущена первая промышленная партия "Запорожцев". Новый автомобиль был экономичен, прочен, обладал незаурядной проходимостью: этому способствовало и гладкое днище, и хорошая загрузка ведущих колес, и небольшая собственная масса.

Так что коллекцию Федора Неустроева можно назвать в какой-то мере небольшим музеем одной из вех нашего автомобилестроения. Впрочем, что ж это за музей, если практически все машины невинномысца на ходу? Причем Федор Васильевич успевает и другим невинномысским владельцам малолитражек их авто ремонтировать. Потому одновременно в его дворе не менее пятнадцати "Запорожцев" можно увидеть.

Скоро Федор Неустроев переедет в Тверскую область. Там живет его мама, нуждающаяся в уходе. Так что же, исчезнет единственный, наверное, в России заповедник для "Запорожцев"?

– Все основные модели перевезу туда, – ни секунды не колеблясь, говорит Неустроев.- Найму КамАЗ и перевезу. А сам рядом буду ехать.

На чем будет Федор Васильевич ехать, я и спрашивать не стал. Да вы и сами, наверное, догадались.

«Заповедник для "Запорожцев"»
Газета «Ставропольская правда»
19 июня 2002 года