06:00, 14 июня 2002 года

Полная чаша купли-продажи

Недавно состоялось заседание краевой комиссии по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке Ставропольского края, вел которое первый заместитель председателя правительства края – министр экономического развития и торговли В. Гаевский.

Рассматривался вопрос о состоянии торговли на рынках Изобильненского, Шпаковского, Петровского, Ипатовского и Александровского районов. От имени компетентных лиц, эти рынки проверявших, выводы коротко докладывала начальник отдела торговли и продовольственных ресурсов указанного министерства Т. Костюкова. Положительного опыта не звучало, а вот недостатков – полная чаша.

Как кажется, с привычным равнодушием выслушали "экспертизу" представители местных властей и контролирующих органов, директора рынков, приглашенные на заседание. Которые, впрочем, столь же привычно и под козырек брали – мол, бу сде... А что им волноваться-то? Какая такая ответственность им грозит в случае чего? Да никакой! Скорее, она грозит тем, кто слово скажет супротив этих безобразий: у всех на памяти случай, когда директор одного рынка подал в суд на газету о защите своей чести и достоинства и ...выиграл его в первой, правда, только инстанции, проиграв во второй.

Полная безответственность вроде ответственных лиц – вот причина той "организации" рыночной купли-продажи, которую имеем. Правда, В. Гаевский в ходе заседания неоднократно напоминал представителям власти об "исходе" чернолесской истории, когда должностные лица впервые, пожалуй, понесли уголовную ответственность за здоровье людей...

Пороки рынков в этих районах, между прочим, в большинстве своем муниципальных, Т. Костюкова перечисляла коротко, но емко. Изобильненский муниципальный рынок подлежит, по мнению краевых проверяющих, немедленному закрытию: антисанитария, непроверенные весы с ржавыми гирями, водопровод без канализации, а торговцы продовольственными товарами – без санитарных книжек, у многих нет чеков на оплату рыночного сбора... Михайловск, в котором три рынка: нет зонирования по группам товаров, антисанитарное состояние, нет утвержденных ставок рыночного сбора, нет возможности узнать, кому принадлежат торговые точки и места, обсчет, обвес... И так, с мелкими вариациями, обо всех рынках всех рассматриваемых районов.

Все это происходит на глазах муниципалов, санитарных и ветеринарных врачей, милиции, других контролирующих органов. Ох, граждане, кажется, не отрабатывают они хлеб, который покупают на деньги налогоплательщиков! А как иначе скажешь, если даже на заседании правительственной комиссии они говорили такое, от чего уши заболели? К примеру, главный санврач одного из районов вполне серьезно заявляла, что закон не разрешает ее службе "обижать" предпринимателей, а ветврач другого – что не идут торговцы в лабораторию, продают, "редиски" эдакие, мясо, рыбу и т. д. без экспертизы... Директор одного из рынков на вопрос, почему у него при наличии свободных мест внутри рынка торговцы "обсели" всю прирыночную территорию, а сбор с них все-таки собирают (без квитанций), кивал на милицию. Такая ситуация, когда не выдаются квитанции за этот самый сбор, была объяснена тем, что его просто не собрали к тому времени – торговцы ничего наторговать не успели. В общем, лапшу с ушей снимать не успеваешь. Правда, члены комиссии люди хоть и вежливые, но отпор таким ответам-отговоркам дали.

А я во время перепалок все возвращалась к одной мысли, уже здесь высказанной. Насчет даром едомого хлебушка. Вы заметьте, граждане покупатели, почти все контролирующие службы сейчас усиленно учат нас спрашивать сертификаты, отличать подделки от натурпродукта и так далее. Как кому, но мне лично такая наука не по нраву. Я бы свободные от торговли площади своего мозга с удовольствием отвела для другой информации. И считаю не без резонов, что покупатель должен приходить в магазин и на рынок с полным чувством защищенности, с сознанием, что от всех бед и зараз, перечисленных и на этом заседании, его берегут власть и контролирующие органы. За тем мы первую выбираем, за тем и первым и вторым кус ко рту в виде зарплаты из своих налогов подносим.

Правда, может, на этих рынках слаще кус бывает, извините за предположение? Иначе никак не объяснить их такое к нам отношение: спасайся, кто может! Никак не объясню и другой момент. Сама участвовала в различных рейдах и видела, как при появлении налоговиков, инспекторов других служб немедленно закрываются контейнеры, разбегаются торговцы подозрительным товаром. На заседании, например, было рассказано, что при появлении проверяющих в Изобильном рыбных торговцев как ветром сдуло... Хозяева контейнеров, каждый торговец на любом рынке известен. Казалось бы, за такое их "поведение", как, впрочем, и торговлю съестным без санитарных книжек и иных документов, самый действенный способ отказать им от появления вообще на этом рынке, пока не научатся торговать по правилам. Так нет же, торгуют как ни в чем не бывало...

Хорошо, конечно, что эта комиссия взялась за рынки и полна решимости навести на них порядок. Кое-какие положительные сдвиги уже видим в отношении к покупателю. На рынках Ставрополя появились, хоть и не везде, холодильные лари для скоропортящейся продукции, изменился вид самих продавцов – в халатиках беленьких и волосы под шапочками крахмальными кое у кого, а не в корейском салате. Но покупатель у нас что Станиславский – не верит... Говорит, что все это с перепугу. Пройдет перепуг, и все опять вернется на свои антисанитарные круги. И денежки вновь не в бюджеты, а по личным карманам разойдутся. Вот и на этом заседании заверений получено много, а не верится: вялые какие-то и неконкретные. Опасаешься потому, что у знаменитого режиссера – сцена была, актерское действо. А у каждого из нас – нелегкая реальная жизнь, потому и не железное здоровье. Глупо подрывать его еще и на рынках.

«Полная чаша купли-продажи»
Газета «Ставропольская правда»
14 июня 2002 года