06:00, 4 июня 2002 года

За что боролись?..

Выставка

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в эти дни работает большая выставка живописи, графики и скульптуры "Сельские мотивы".

Наш аграрный край, несомненно, заслуживает внимания художников, и в разное время они по-разному отражали реалии жизни села. На выставке представлены картины мастеров нескольких поколений. Разнообразные по манере исполнения, написанные с различным настроением, они дают скромную, но все же обстоятельную картину жизни сельского Ставрополья. Здесь мы увидим и поэтические пейзажи пригородов Ставрополя в графических листах И. Девишева, В. Андросова, и пастели Е. Плетнева из Невинномысска, и графические работы кавминводских художников В. Глодова, А. Гайдина. Выполненные в композиционной завершенности хорошего рисунка.

Экспозицию обогащают также работы уже умерших корифеев ставропольского искусства и вообще зоны Юга – В. Чемсо, П. Горбаня. Первый представлен красивейшим по цвету пейзажем с изображением хлебного поля, второй – жанровой сценкой "Вечер", представляющей беседующих на лавочке женщин. Пожалуй, это одни из лучших полотен выставки.

Но вот взгляд останавливается на работах, написанных в традициях социалистического реализма, требовавшего от своих последователей серьезной драматической основы в бытовом жанре, серьезного осмысления изображаемых персонажей, психологической оправданности поведения героев. И сразу выделяется какое-то другое качество работ. В чем его суть? Очень просто: это рассказы о людях, о Человеке. Вот на картине Н. Качинского приехавший на побывку солдат играет возле забора на гармони, рядом с ним две молодые доярки. Сценка проникнута лиризмом, мягкой эмоциональностью. Ах, как лихо играет парень, ах, как мечтательно смотрят вдаль девчата... Здесь все продумано. Здесь есть настроение момента, правда жизни, правда о человеческих отношениях.

На картине Г. Кузнецова изображен момент посещения Н. Хрущевым ставропольчан на селе. Радостно встречают колхозники члена правительства. А почему бы и нет? Разве не отменил он налоги хлеборобам, разве не вывел горожан из коммуналок и не поселил в отдельных, пусть и не лучших, квартирах, разве, наконец, не было так называемой хрущевской весны? Мы помним ее расплывчатую романтику голубых городов, великолепное песенное творчество, разговоры о поэзии, бардовские песни, мечты об авангардных формах искусства...

У живописи есть одно странное качество – чем она старше, тем она милее зрителю. Вот картина Л. Папандопуло "Полдень". Доярки отдыхают возле бидонов с молоком. Их лица проникнуты легкой усталостью после смены, солнце бликует на белых халатах. Возникает светлое, радостное чувство, приходят воспоминания о временах, когда людей уважали за труд, каким бы тяжелым и неблагодарным он не был. Такой же светлой радостью проникнута картина Н. Шаулова "Лето". Дети закатываются от смеха, обливая друг друга водой из реки. Сколько веселья, смеха, счастья.

В 60-е годы мы боролись против мертвенных схем социалистического реализма, какие баталии проходили на выставкомах, в кабинетах чиновников от искусства! Нам непременно нужно было новое искусство и желательно прозападническое, нам нужен был русский авангард во всей ее красе. А вот прошло время, и авангард... приелся. Надоели квадратики и прямоугольнички, псевдоавангардная мазня и отсутствие рисунка, надоела ничего не говорящая ни уму, ни сердцу "загадочность". Глаз истосковался по хорошей живописи, по продуманному сюжету, по хорошему рисунку, просто-напросто хочется увидеть в искусстве живого человека с его повседневным бытом, политическими, историческими событиями в обществе. Где бытовой жанр? Где исторический? Где батальное полотно? Исчезли с перестройкой. Остались лишь расплывчатый лиризм, неопределенная меланхолия, поднадоевший декоративизм и много-много салонной живописи, предназначенной для украшения буржуазной квартиры.

Вот поэтому хочется еще и еще раз смотреть на странные, немного наивные, немного смешные соцреалистические картины 50-60-х годов, которые, ходят слухи, стали охотно раскупать иностранцы как образцы русского реалистического искусства середины ХХ столетия. Вот так! Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Вода течет, и времена меняются, но не выплеснули ли мы вместе с соцреализмом и реализм - основную традиционную ценность русского изобразительного искусства?

С. БАРЕР искусствовед, старший научный сотрудник СКМИИ
«За что боролись?..»
Газета «Ставропольская правда»
4 июня 2002 года