06:00, 28 мая 2002 года

Мельницы и жернова алкогольного бизнеса

В Госдуме края прошли депутатские слушания "О сборе акцизов на территории Ставропольского края".

Изменения в подходах нового состава Госдумы края к законотворчеству зримо проявились в ходе подготовки к этому слушанию, инициированному двумя комитетами – бюджетным и аграрной политики. Как уже рассказывала наша газета, депутаты и специалисты края ознакомились с опытом работы парламентариев Северной Осетии - Алании по сбору акцизов на ликероводочную продукцию, побывали на ряде предприятий соседней республики. А буквально накануне слушаний они посетили "родного" плательщика акцизов – ОАО "Стрижамент".

Пожалуй, впервые депутаты знакомятся с положением дел в той или иной отрасли, беря на вооружение не только справки и мнение местных специалистов, но и изучая опыт соседей, конкретные проблемы конкретных предприятий. То есть не бумага, а живая экономическая действительность поставлена во главу угла при выработке тех или иных решений. Что уже само по себе обнадеживает – сколько же можно принимать законы или другие правовые акты, не учитывая их влияния на главное – экономический рост, а вместе с ним и рост доходов в бюджеты?

Однако оставалась и немалая доля скепсиса: проблемы алкогольной отрасли, в том числе и по сбору акцизов, не раз оказывались в центре внимания краевых властей. Помнится, что губернатор ставил задачу довести их долю в бюджете до 10 процентов. Довели же до 3,2 процента в прошлом году, как сказали на слушаниях представители налоговых органов и министерства финансов. Или взять проблемы отрасли – какая из них приказала долго жить? Да все налицо: левый оборот спиртного, нехватка оборотных средств, дышащее на ладан оборудование заводов и другие. И это при том, что нельзя сказать, что хоть какое-то из ведомств не выполняет свои задачи: милиция ловит левый спирт и граждан, открывающих разливочные цехи на дому, налоговики "ловят" деньгу в казну, минсельхозпрод "нагибает" производителя к пополнению казны своими способами и так далее. Результат же, как всегда, – у семи нянек дитя без глазу. Да каких же семи,извиняюсь? Выступая на слушаниях, первый заместитель министра финансов Ю. Суслов сказал, что над алкогольной отраслью "бдят" 15 контролирующих организаций, рынок со всем его производством, реализацией оптом и в розницу регулируют более 200 нормативных актов. И при всем том, как выразился ведущий слушания председатель ГДСК Ю. Гонтарь, – нулевая результативность на всех направлениях.

На этих слушаниях, пожалуй, впервые были честно обозначены причины такого положения, невзирая, так сказать, на ведомственную корректность. Что, например, создало теневой рынок алкоголя не только в крае, но и в стране в целом? Это известно даже неспециалисту: безразмерный рост акцизов, вызвавший такую цену легальной, например, водки, что купить ее в магазине человек со средним уровнем доходов просто не может. А если может, то не хочет: уж настолько-то считать каждый умеет, чтобы сопоставить, например, 15 рублей за подпольную и 41 рубль за "государственную" поллитровку. Не случайно левый оборот алкоголя считается на миллиарды деревянных, а нормальный, с которого идут налоги в казну, на миллионы по стране. Как специально создали эту проблему, чтобы потом безрезультатно бороться с ее последствиями. Эдакие дон- кихоты, наскакивающие на водочные мельницы нелегалов без всякого для них урона, в то время, заметим, как под реальными жерновами регулирующих рынок инструкций гибнут нормальные предприятия...

На что уж не упрекнешь налоговиков в стремлении хоть как-то "критиковать" высшие эшелоны власти, но и те не выдержали. Например, заместитель руководителя управления МНС РФ по Ставропольскому краю Г. Кузнецов высказался в числе других предложений и за то, что надо снижать акцизы – по принципу того, как сделано с подоходным налогом – как известно, налог сейчас составляет 13 процентов для всех, а денег в казну поступает значительно больше, чем раньше. Тот же Ю. Суслов, кстати, как известно, тоже работавший ранее в налоговой службе, считает акциз неэффективным во всех отношениях налогом, фискальной бессмыслицей. Но как-то не верится в то, что одни мы тут в крае такие умные, а принимающие решения в Москве сплошь сказочные иванушки. Нет, конечно. Как выразился в кулуарах один из участников слушаний, просто у нелегалов этого рынка более убедительные аргументы в виде весомых лоббирующих ресурсов. Вот интересно, когда и кто рискнет этот ресурс исключить из экономической жизни?

Другая беда от этих нормативных актов в том, что они не учитывают, так сказать, разноусловности производства этих видов продукции: у спиртзаводов -свои условия и боли, у производителей вина и водки – другие, у виноделов -третьи. Стричь их под одну гребенку нельзя, однако стригут. Например, заставляют ставить "спиртомеры" на линиях розлива виноградного вина, подгоняют под один ГОСТ совершенно разные производства и так далее. На слушаниях это наглядно показали в своих выступлениях представители разных, скажем так, под-отраслей.

Однако с такой "верхотуры" вернемся к нашему краю. Депутаты задались, например, вопросом, какое ведомство во всю мощь занимается этими и другими проблемами "акцизных" предприятий. Оказалось, что никакое. Немножко минсельхоз, немножко министерство экономического развития и так далее. В связи с этим вспомнилось такое. Когда на "Стрижаменте" депутаты спросили у генерального директора А. Александрова, какие у него претензии к правительству, тот ответил, что никаких, потому что оно никак не занимается проблемами этого предприятия (кстати, краевой собственности и основного плательщика акцизов в бюджет). Невольно ставишь рядом Осетию: там этой отраслью в тесном контакте занимаются правительство и депутаты, есть в их минсельхозе особый отдел... Не случайно председатель бюджетного комитета Думы А. Яшкунов выразился так: "Если у нас в крае какая-то отрасль нерентабельна, то мы сами в этом и виноваты – все занимаются, а толку нет". По его мнению, в правительстве края нужны министерство или комитет по перерабатывающей и ликероводочной промышленности, которые решали бы ту же проблему акцизов, развития алкогольного производства комплексно. Тем более, что сейчас выгодная ситуация для создания дохода будущего – раз упустили уже доходы, например, по акцизам, в бюджет этого года. Нужна краю и специальная программа по развитию отрасли.

Председатель аграрного комитета В. Коваленко тоже считает, что надо сдвинуть проблему с мертвой точки: лишились марочных вин, потеряли качественные крепленые, еле живы предприятия и все ждем, что кто-то будет работать за нас. По его мнению, надо выходить с законодательными инициативами в Госдуму РФ по проблемам, от которых зависит жизнь отечественных производителей спиртного вообще, активизировать работу в крае, изыскивая подходы, которые бы позволяли отрасли лучше наполнять бюджет.

* * *

Уровень и многоплановость проблем, озвученных на этих слушаниях, такова, что приходится согласиться с Ю. Гонтарем – легких побед при их разрешении не будет. Однако депутаты двух комитетов возьмут эту "тяжесть" под контроль. Как было сказано, они создадут рабочую группу с привлечением специалистов, которая для начала хотя бы разделит проблемы по уровням власти и способам решения, затем озаботится созданием реальной программы вывода отрасли из кризиса. Впрочем, уже и в предварительных рекомендациях Госдумы каркас такой программы просматривается.

«Мельницы и жернова алкогольного бизнеса»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2002 года