06:00, 22 мая 2002 года

Наследница фараонов

В эти дни в Невинномысском городском краеведческом музее работает выставка художника Зои Козловской. Выставка эта во многом уникальна. Дело в том, что на ней представлены не только обычные керамические изделия (подсвечники, тарелки и т.п.), глиняные амулеты, рисунки, выполненные в технике компьютерной графики, но и так называемая перегородчатая эмаль. Она представляет собой древнейший вид прикладного искусства и известна со времен фараонов. Кстати, найденные археологами в гробницах древних правителей эмали не утратили своей яркости.

Издревле использовали эмаль и на Руси: для украшения одежды, оружия, столовой и церковной утвари (особенно известна была так называемая финифть мастеров Ростова Великого). Так что нынешние изделия из эмали можно назвать "наследниками" технологии, опробованной еще в Древнем Египте и в средневековой Руси.

В Невинномысске из всех мастеров только Зоя Козловская освоила технику эмали. "Единороги", "Под знаком Льва", "Серафим", "Архангел Гавриил" – это названия некоторых ее работ, представленных на выставке. Вообще же эмали невинномысской художницы сегодня имеются в частных коллекциях России, Канады, США, Греции. Техника перегородчатой эмали очень сложна и трудоемка, она доступна не всем. Яркий, буквально слепящий глаза узор достигается напаиванием на медную пластину (можно использовать и серебро) тонких перегородок, между которыми и плавится многоцветная эмаль. Она поначалу представляет собой пудру, которая после обжига в специальных печах приобретает свойства стекла. Мастер обязан быть в согласии с огнем, он должен чувствовать температуру, как говорится, "на глаз" и по цвету светящейся раскаленной пластины угадать момент, когда ее уже можно вынуть из печи. Причем обжиг может проводиться от пяти до 30 раз.

-Терпение для работы с эмалью необходимо адское, – говорит Зоя Козловская. – Сначала растираешь краску, потом готовишь медную основу, причем металл надо натереть до блеска, иначе основа не ляжет. Затем выгибаешь перегородки. Времени тратится очень-очень много. На изготовление некоторых эмалей уходит целый год. Но для меня эта самая трудоемкая и кропотливая работа – в радость. Особенно когда видишь ее результат.

Этот результат могут увидеть воочию посетители Невинномысского музея. Кстати, по стопам Зои Козловской пошла и ее дочь Жанна. Ее работы, в том числе и в технике эмали, тоже представлены на выставке. А значит, традиции, идущие еще со времен фараонов, не прервутся.

«Наследница фараонов»
Газета «Ставропольская правда»
22 мая 2002 года