06:00, 18 мая 2002 года

Вторая страсть энтузиастов

• 18 мая – международный день музеев

Как все-таки мала человеческая жизнь, но как много в ней может сделать человек! Если правомерность этой формулы годится на все случаи жизни, то, несомненно, привязанность, более того, страсть к музейному делу, свойственная многим неординардным людям, выпестованная ими годами, проникнута благородным гуманистическим содержанием их необычного выбора.

Пусть не покажется кому-то странным, но нешумный творческий музейный труд как нигде продолжает оставаться прежде всего коллективным. А один из его парадоксов – анонимность. Впрочем, коллективное – отнюдь не есть безликое копание в "хронологической пыли", когда бумажно-документальное краеведение или, вернее, - "краезнание" лишено живой искорки. В действительности все, слава богу, совсем не так.

Лет примерно 25 назад в глубинном ставропольском селе Горькая Балка торжественно открывали колхозный музей. В хозяйстве знаменитого председателя, в прошлом фронтовика, Героя Социалистического Труда Александра Алексеевича Блескова, которое отличалось экономической добротностью, всегда имело место стремление к обогащению культурной жизни селян. Конечно, позволить себе воссоздать старинное крестьянское подворье, полноценную, по всем правилам реализованную экспозицию, как говорится, от "первого колышка" до наших дней, наполнить залы картинной галереи полотнами московских и ставропольских художников – все это требовало решимости и размаха такой крупной личности, каковой и был А. Блесков.

Есть и еще яркие примеры. В соседнем с вышеназванным колхозе "Коммаяк", одной из первых сельскохозяйственных коммун 20-х годов минувшего века, на склоне лет обрел вторую профессию – истинного музейщика – другой не менее легендарный председатель Андрей Васильевич Чухно. Тот самый Чухно, Герой Социалистического Труда, с чьим именем связаны целое историческое полотно знаменитого на весь Союз хозяйства и судьбы нескольких поколений ставропольских крестьян.

Оба председателя, конечно же, являют собой яркие образцы мудрых, дальновидных и честнейших представителей колхозной элиты Ставрополья, оба избирались в высокие эшелоны власти, оба пользовались непререкаемым авторитетом у земляков. И все же, согласитесь, стать при этом еще и заядлыми краеведами, понять и освоить в деталях музейные тонкости, работать с нами, профессионалами, рука об руку и на равных, знать буквально все и вся о боевой и трудовой летописи малой родины и любого односельчанина в отдельности – на такое способен далеко не каждый.

Андрей Васильевич Чухно, выйдя в отставку, передал страсть к музею своему молодому преемнику Юрию Алексеевичу Бочарникову. А сам днями пропадал в бригадах, мастерских, колхозной кузнице, отыскивая и ремонтируя старую сельхозтехнику, инвентарь. Музей в бывшем помещичьем доме, где некоторое время размещалось правление колхоза, стал подлинным детищем А. Чухно. Рядом, под навесом, оборудован целый парк "уходящей натуры", сданной в музей "за ненадобностью": тракторы, сеялки, косилки, культиваторы, плуги, водовозная бочка... И старинный парк могучих деревьев, давным-давно посаженных в засушливой степи, – заповедное место, место для памяти и душевного покоя.

А учитель Владимир Павлович Шпаковский, вернувшись с фронта после ранения, годы спустя дал жизнь Ессентукскому городскому музею. Истинный интеллигент, книгочей и эрудит, обладавший необыкновенным талантом общения, он смог собрать группу старожилов и молодежи на воистину святое дело. И теперь музей, названный его именем, изобилует волнующими экспонатами по истории города-курорта...

В числе тех, кто с полной самоотдачей собирал общественный музей в Светлограде, был солдат Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры России Илья Макарович Солодилов. Настоящий этнограф-самоучка. Коллекции самых разных предметов народного быта, собранные им за многие годы, представляют серьезную научную ценность и стали основой экспозиции одного из крупных районных музеев края.

Вторую – музейную – профессию, и кажется навсегда, обрели ныне заведующая Ипатовским районным музеем заслуженный работник культуры РФ Татьяна Николаевна Колбасина, Труновским музеем – архитектор Федор Николаевич Долженко, Изобильненским – учитель истории, заслуженный работник культуры РФ Анна Еремеевна Богачкова, в этом ряду и бывшая заведующая Зеленокумским музеем Александра Петровна Пушкарская. Музей Невинномысского объединения "Азот" много лет возглавляет художник Ирина Борисовна Урюпина. В основу экспозиции Ставропольского казачьего культурного центра – отдела государственного краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве – легла уникальная коллекция потомственного казака Виктора Алексеевича Есаулова.

Отрадное явление последних лет – явный интерес и, самое главное, поддержку своих "малых" ведомственных музеев демонстрируют руководители самых разных учреждений и организаций, например, Ставропольского аграрного университета, медицинской академии, телерадиовещательной компании, научно-исследовательского института сельского хозяйства, крупных банковских объединений, медицинского колледжа, старейшей ставропольской аптеки Байгера, редакции "Ставропольской правды"...

И дело тут не только в росте числа новых или восстановлении угасших было общественных, ведомственных, школьных музеев, коих нынче в крае не один десяток. Важно то, что природоведческие, исторические и культурные богатства, собранные энтузиастами, составляют значительную и бесспорную часть нашего общего нацонального наследия, а потому, как и всякие ценности, подлежат строгому учету, соответствующей сохранности и, разумеется, широкой и умной пропаганде. Надо ли сомневаться в огромном эмоциональном воздействии самого процесса "первоначального накопления" экспонатов на пути создания общественных музеев в коллективах и учебных заведениях? "Младшие братья" крупных государственных музеев обладают и мощнейшим потенциалом неформального просвещения и воспитания, происходящих наряду с тем, как участники этого процесса все больше и глубже узнают родословную, традиции и достоинства своего предприятия или вуза. Вот когда рождается в человеке искреннее, осознанное патриотическое чувство.

Полагаю, что люди, отдавшие свое сердце музеям, независимо от главной своей профессии и ранга, должны войти строкой в "Энциклопедический словарь Ставропольского края", который готовится сейчас к изданию большой группой опять-таки энтузиастов из числа научной и краеведческой общественности. И если трудовая и личная биографическая палитра упоминаемых в словаре видных людей края будет еще и увенчана краткой, но емкой записью "создал музей", право же, такое добавление сделает честь каждому.

Вениамин ГОСДАНКЕР
«Вторая страсть энтузиастов»
Газета «Ставропольская правда»
18 мая 2002 года