06:00, 18 мая 2002 года

Куда идем мы с "пятачком"?

Люди и нравы неофициальной достопримечательности краевого центра

Это место знает, наверное, каждый житель Ставрополя, как, впрочем, и многие живущие в крае. Здесь всегда многолюдно, оживленно, говорливо. В мгновение ока разбиваются и рождаются надежды. Чуть ли не каждые пять минут совершаются и срываются сделки. Товар несколько своеобразен – жилье, причем в подавляющем большинстве не свое. Речь идет о месте возле Нижнего рынка и "Интуриста", за которым прочно укрепилось название "Пятачка".

Сейчас уже трудно сказать, почему рынок жилья расположился именно тут. Одни утверждают, что с десяток-полтора лет назад здесь находилась некая жилищная контора, работавшая вполне официально. Говорят, уже тогда возле него постоянно крутились некие темные личности, которые за более солидную плату гораздо быстрее и качественнее оказывали такие же услуги. Другие считают, что район Нижнего рынка – наиболее удобная транспортная развязка, куда идут троллейбусы и автобусы со всех концов города. Но факт остается фактом – обитатели "Пятачка" давно и всерьез облюбовали это место.

Один бизнес тянет другой

Внешне "Пятачок" напоминает разношерстную и разноликую толпу. Между тем, как и любое предприятие или учреждение, он имеет четкую организацию, режим работы и даже иерархию. Есть тут свои руководители, строго следящие за "законом" на вверенной им территории. Они же разбирают местные споры, в случае необходимости защищают своих подопечных.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, все подчинено своеобразным правилам внутреннего распорядка. Они нигде не записаны, но редко кто решается их нарушить.

Рабочий день на "Пятачке" начинается около девяти часов утра. Работников от клиентов отличить достаточно просто. Практически у всех на груди приколоты таблички: "Сдаю квартиру" или с более лаконичным – "Жилье". У старожилов, как правило, нет подобных атрибутов, но их в толпе всегда можно определить по сосредоточенному взгляду, неспешным движениям и терпеливому топтанию на месте. Все они вооружены рабочими инструментами - блокнотами (с ценной информацией о сдающемся жилье) и ручкой.

Новый век и здесь наложил свой отпечаток: у некоторых уже есть мобильные телефоны. Раньше пользовались таксофонами, что висят на фасаде вечернего лицея. Телефонные карты, однако, стоят немало. А ведь в день приходится обслуживать до нескольких десятков клиентов. Поэтому наиболее бережливые "пятачкисты" протоптали дорожку до ближайшего киоска "Горсправки", расположенного в нескольких десятках метров, и имеющего городской телефон. За два рубля здесь может позвонить любой гражданин. Правда, в данном случае так называемые "накладные" расходы за переговоры с потенциальным хозяином квартиры несет клиент.

Один бизнес тут же потянул за собой и другой. Работники находящейся в нескольких шагах от "Пятачка" сапожной мастерской быстренько раскусили прибыльность этого дела и установили телефон и у себя. Впрочем, допускаю, что причина могла быть и иной. Но совершенно очевидно, что сапожники имеют благодаря телефону и свой навар. Общую его сумму мне, разумеется, разузнать не удалось. Но путем несложных математических вычислений можно установить, что она получается немалая.

Потенциальные клиенты ведут себя несколько иначе. Они внимательно читают надписи о сдающихся квартирах. Однако, вопреки правилам рыночной экономики, ее обладатели вовсе не торопятся сбывать свой товар. В лучшем случае единовременно вам предложат два, очень редко – три варианта. Наиболее опытные вообще сообщают лишь один. Да и то не самый удачный.

Им это выгодно по нескольким причинам. Во-первых, пока вы мотаетесь по названному адресу, для другого, прибереженного, могут найтись еще клиенты. Во-вторых, таким образом вы тратите на поиски жилья некоторое время. День-два или неделю-две – как повезет. А значит, уже не так ропщете на цену: "видишь, как трудно мне подбирать для тебя варианты". И не так придирчивы к условиям будущего проживания: не каждый может отпроситься с работы и день-деньской рыскать по городу в поисках нужной квартиры или дома. Тем более что хозяин зачастую может показать вам сдаваемое жилище лишь вечером или только в выходной день. Если же вы продолжаете копаться в вариантах, "пятачкист" в значительной степени теряет интерес к вам и вашей жилищной проблеме.

Пока вы общаетесь с одним "продавцом", другой ни за что не подойдет к вам с предложением своих услуг. Сие своими же коллегами карается строго. Вплоть до "увольнения". Опыт показывает, что лучше пообщаться не с одним, а с несколькими "пятачкистами", прежде чем решиться на что-то.

Что почем

Как только от клиента узнают его спрос, тут же задают вопрос: есть ли уже на руках требуемая сумма? Вас ждет неудача, если решили заранее лишь прицениться к квартирам, пока деньги дадут родители, выдадут на работе, займут приятели... Ни одного адреса вы не получите. Разговор жесткий: имей деньги на руках, тогда и садись в сани.

Так что деньги нужно иметь здесь и сейчас. И немалые. Ведь в Ставропольском, как, впрочем, и в Краснодарском крае – довольно дорогой рынок жилья. Причем касается это не только купли-продажи, но и сдачи его внаем. Скажем, благоустроенная однокомнатная квартира на Юго-Западе обходится квартирантам в сумме не менее 2,5-2,8, а то и 3 тысяч рублей в месяц, в центре города (а это чуть ли не от Осетинки и до Туапсинки) – еще дороже. Северо-Запад ценится несколько меньше – сотни на две-три. Примерно столько же просят в Октябрьском районе и на Форштадте. На цену влияет все - телефон или его отсутствие, ремонт, этаж, удаленность от остановки общественного транспорта. Но наиболее значимо влияет присутствие элементарных банно-санитарно-гигиенических удобств. Туалет во дворе - цена снижается. Вода там же – еще меньше...

В последнее время возрос спрос и на общежития, где после их приватизации тоже сдаются комнаты внаем. Почему возрос? Пусть и не в самой комнате, но удобства тут имеются. Внешне соблюдается кое-какое благоустройство. Это все-таки не покосившаяся времянка с потолком высотой в 1-2 метра. Да и все это за сравнительно невысокую цену – примерно от 1200 до 1500 рублей в месяц.

Я не случайно делаю акцент на финансовых вопросах. Дело в том, что помесячная оплата – дело достаточно редкостное. Хозяева жилья обычно предпочитают не хлопотать с получением дополнительной "зарплаты", как на производстве – раз в месяц, а берут сумму поквартально или за полгода вперед, а то и за более длительный срок.

Кроме денег, требуемых хозяином, вы должны иметь с собой половину помесячной оплаты. Это, так сказать, вознаграждение за хлопоты "пятачкисту". Такса строгая, за этим следят не только коллеги, но и "руководство".

Хотя, на мой взгляд, "пятачкисты" в последнее время несколько пообленились. Многие из них, предлагая адреса, не имеют представления о состоянии квартиры и условиях. То есть они даже не видели ее, лишь говорили по телефону с хозяином, а потому на дотошные ваши вопросы не могут дать вразумительного ответа, предлагая самим разобраться на месте. Вот и приходится клиенту колесить по городу не один день. Практика показывает, что при хорошей погоде и наличествующих хозяевах в человеческих силах за сутки осмотреть максимум три-четыре квартиры. Разумеется, поиски значительно облегчаются, если у вас есть автомобиль. Кстати сказать, "руководство" "пятачка" на такую практику смотрит весьма неодобрительно и с подчиненными проводит соответствующие беседы, собираясь поломать сложившуюся схему. Так сказать, взялось отстаивать интересы клиентов.

И еще о некоторых денежных нюансах. Отправляя вас смотреть квартиру, "продавец", скорее всего, попросит оставить у него некоторую сумму "в залог". Одни удовлетворяются ста рублями, другие сразу же требуются те самые 50 процентов от месячной оплаты. Мол, если не подойдет, деньги вернем. Стоит заметить, это предложение для клиента весьма опасное. Известны случаи, когда "пятачкиста" потом приходилось долго отлавливать и забирать деньги. Аналогичные манипуляции проделывались и с паспортами доверчивых граждан.

Существует на "пятачке" и другой весьма прибыльный бизнес. За просмотр квартиры берется некоторая сумма, скажем, десять рублей. Но приехав, убеждаетесь, что жилье давно занято другими людьми. Разумеется, разворачиваетесь и отправляетесь смотреть другую названную квартиру – здесь то же самое, и опять нужно заплатить положенную десятку. "Продавец" огорченно разводит руками: мол, наверное, кто-то уже обскакал и ...отправляет вас по новому адресу за новую десятку. Так вы можете промучиться, пока хватит терпения.

Обитатели рассказывают случай, когда клиент – уволенный в запас офицер – за такие махинации жестоко расправился с "продавцом": крепко побил его. Говорят, за коллегу на "Пятачке" никто так и не вступился. Так что за чистотой рядов тут все-таки следят.

Как выходят в "люди"

И все же справедливости ради стоит отметить: профессия "пятачкиста" не так уж легка. В голове нужно держать немалый объем информации, быть готовым к работе и в праздники, и в будни, в жару, дождь и холод. Тут как никогда справедлива пословица: как потопаешь, так и полопаешь. Опять же здесь не бывает перерыва на обед. Как раз наоборот, когда в приличных учреждениях начинают готовиться к традиционному предобеденному чайку, на "пятачке" начинается самое горячее время.

Еще здешний специалист должен быть хорошим психологом, уметь убеждать людей, подавать свой "товар" лицом. И в то же время весьма пронырливым человеком, хватающим все на лету и умеющим добывать информацию.

...Можно спорить о нравах "Пятачка", его плюсах и минусах. На мой взгляд, он нужен городу, жителям и гостям края. Более того, могу уверенно сказать: ни одно государственное, официальное учреждение не предлагает столь широкий набор услуг. Ни в одной фирме нет такого банка данных о сдаваемом в Ставрополе жилье как для семейных людей, так и для студентов, а также о тех, кто готов сдать квартиру посуточно и по часам. Если спрос есть, обязательно рождается и предложение. Пусть даже вот в такой неорганизованно-организованной форме.

Я намеренно пока ничего не сказала об отношении правоохранительных, налоговых и других официальных органов к существованию "Пятачка". Почему? Это станет темой следующей публикации.

«Куда идем мы с "пятачком"?»
Газета «Ставропольская правда»
18 мая 2002 года