06:00, 17 мая 2002 года

Кто у нас "со щитом", или Сказка и были про наружную рекламу

"Ставрополь – банкрот!" – за последние несколько лет это обидное для жителей краевого центра, да и для всего Ставрополья утверждение, претерпело удивительные метаморфозы. Оно прошло путь от политического заклинания, через экономическую действительность - к расхожему понятию, повторяемому как привычный оборот речи, с которым, похоже, действующая городская власть согласна. Да и как тут не согласиться, если примерно об этом же говорится в справке краевой правительственной комиссии, с содержанием которой "СП" буквально на днях познакомила своих читателей.

Что делать, если пуст карман?

Ответ на это вопрос – в обычной житейской практике. Некоторые берут взаймы и стараются подольше не отдавать. Но в нашем случае кредиты отпадают – пройденный этап, как видно из той же справки. Да и кто даст в долг банкроту? Разве что на таких условиях, после которых в городской собственности может вообще ничего не остаться.

С другой стороны, можно потуже затянуть пояс, сократив аппарат и упорядочив городские структуры. Помните, несколько лет назад прежняя команда даже прилюдно заявила, что именно из экономии перестает пользоваться мобильными телефонами. Но тут тоже своя закавыка: как только в нашей стране в последние десятилетия не боролись с увеличением числа чиновников и дороговизной их содержания, а результат – прямо противоположный. Так что на экономию оглядываться тоже не след.

Но есть еще и такой путь: проверить все карманы – авось, где и завалялся рубль-другой. Это я о всяческих платежах, о тех, которые, если опираться на действующее законодательство, не может забрать у муниципалитета никто: хоть дедушка, хоть мышка, хоть край, хоть сам президент.

Городу деньги не нужны?

На мысль о городских "карманах" меня натолкнула информация о поступившем в исполнительную власть краевого центра еще в марте письме одного предпринимателя. В своей челобитной оный бизнесмен жаловался главе администрации города, что вот уже почти два года минуло с тех пор, как он хочет городу дать денег, а ему – ни ответа, ни привета.

Если точнее – ситуация выглядит так. Еще в июне 2000-го подал он заявку в управление главного городского архитектора на размещение на территории Ставрополя нескольких рекламных щитов, а ответа письменного до сих пор не получил, ни с разрешением, ни с отказом...

Понимаете, о чем я? Есть человек, который готов заплатить городу денег, хоть тот же налог на рекламу. А город – не хочет! Вот такая петрушка.

Российские вопросы по-ставропольски

Перечень их давно известен, но только к традиционным "Кто виноват?" и Что делать?", я бы добавил такой: "Кому на руку?". Действительно, кому польза оттого, что город ленится подобрать лежащее под ногами? Неужели в муниципалитете не понимают, что даже несколько рублей – это неизмеримо больше, чем ничего?

Но, может быть, в данном конкретном случае городские власти озабочены целостностью городского архитектурного ансамбля и не желают, чтобы наши светлые и чистые (?) улицы оскорбляли своим присутствием непотребные графические зазывалы?

Увы, реальность опровергает такое предположение. Еще до того дня, как впервые были обнародованы итоги работы в Ставрополе рабочей группы краевого правительства, я совершил путешествие по нескольким основным транспортным артериям. И вот что выяснилось: только на этих улицах размещено почти четыре с половиной сотни того, что я назвал объектами наружной рекламы. Среди них на момент подсчета наличествовали 35 перетяжек (это такие транспаранты, растянутые между столбами), более полусотни щитов на троллейбусных опорах. Остальное – громадные и не очень рекламные щиты на капитальных фундаментах.

А теперь – маленькая сенсация. Реестра подобных сооружений, стоящих, замечу, громадных денег, в городской администрации нет! Во всяком случае, во всех инстанциях, куда я обращался, никто и ничего на этот счет сказать не смог. Впрочем, ответственные товарищи, по долгу службы связанные и с размещением наружной рекламы, порой пытались прикинуть "грубо-приблизительно". Так вот, по их подсчетам, во всем городе имеется чуть более четырех сотен рекламных объектов. Почувствовали разницу – пяток улиц и весь город?

Но самое удивительное в этой истории то, что ПОД РАЗМЕЩЕНИЕ ВСЕХ КАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ, А ПРИ РАСПОЛОЖЕНИИ ТАКОВЫХ ОБЪЕКТОВ ВДОЛЬ И НАД АВТОМОБИЛЬНЫМИ ТРАССАМИ ТРЕБУЕТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОГЛАСОВАНИЕ В ГИБДД! Так что сомнительно отсутствие возможностей для надлежащего учета, тем более что известно, как трепетно институт российского чиновничества относится к буквам и параграфам. Отсюда вывод: если государственный человек что-то и где-то не стал считать и учитывать, надо искать, кому такая бестолковость по сердцу.

Совсем не про нашу жизнь

Пока подсознание уважаемого читателя усваивает сказанное выше, расскажу-ка я ему сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был городок. И в том городке жили-были люди служивые и торговые, ремесленники и обыватели. Правили городом от имени Конституции местные городничие. Хорошо ли, плохо ли – не нам судить. То народ на всеобщих выборах, при прямом, равном и тайном голосовании определял. О другом сказ. О Ветре-нововее, ветре перемен, который нет-нет, да и пролетал над всем царством-государством, выдувая прежнее и принося новое. И не все к новому умели ладно приспосабливаться, но кто сподобливался - тому жизнь становилась, что скатерть-самобранка (в смысле – сам беру).

И вот случился очередной порыв Ветра-нововея. Очнулись от него люди, и что увидали?!

Допрежь бел-горюч камней, что вдоль дорог стояли (с указателями, что с витязями случится, если не по той дороге пойдут, или как хранить гривны и куны в сберегательном приказе) было раз, два – и обчелся. А теперь взгляд только на них и спотыкается...

И пошел в народе слух, что не все с придорожным словом в порядке. Мол, ежели поставить его собрался, да не просто на верстовом столбе, а на бел-горюч камне высеченным, выложи мастеровому люду из своего кармана две тысячи денег тридевятого царства. Да не поленись, и еще сотню правильных зеленых денег отнеси смотрителям дорог. При этом не забудь и другим уважаемым людям бакшиш справить. Сделаешь, как положено, – ровно через год все затраты окупишь...

Что касаемо городской казны, то о ней и не вспоминал никто, потому как от этого потока в нее попадал самый малый ручеек ...

Снова про нас

Вот такая сказочка не про наш город. У нас-то, понятное дело, в сфере наружной рекламы никаких безобразий нет и быть не может. Вон сколько времени чиновники с такой мелочью разбираются – дать помянутому бизнесмену место под рекламные щиты или нет. А его заявления о том, что, мол, в облюбованных им точках за эти годы (!) разместились щиты-зазывалы других фирм – это просто от обиды за тщательность отбора. И всякие мысли насчет того, что город не контролирует процесс и позволяет ему развиваться в тени – от лукавого.

В самом деле – чего мелочиться. Ведь, по большому счету, за одну сторону самого крупного рекламного щита в казну капает каких-то три-четыре сотни рублей в год. А то, что в среде рекламщиков утверждают, что сдача внаем одного такого сооружения приносит в месяц до 200 долларов – это еще доказать надо.

Считаем

Сказку читали? Теперь арифметикой займемся. В 2001 году город получил от доходов бизнеса, занимающегося рекламой, 3938 тысяч рублей. В плане этого года – 4528 тысяч рублей. Заостряю внимание читателей: от всей рекламы. То есть в этих миллионах отчисления от газет, электронных СМИ и так далее. Но давайте предположим, что все названные суммы пришли только от наружной рекламы. Даже при этом безумном допущении получается, что город с одной единицы рекламной продукции получал бы всего около 1 процента тех доходов, которые рекламная единица дает. В общем, если говорить словами известного сатирика – Ставрополь в результате чьей-то безалаберности (помните - у нас в городе в данной сфере ничего противозаконного быть не может!) теряет бешеные деньги. Я бы рискнул предположить, что эта сумма в течение года может составить минимум половину долга городской администрации турецкой фирме за реконструкцию муниципального присутствия. А это – за тридцать миллионов потянет.

Опять вопросы

Перечитал, что сложилось, и сам оторопел – получается, что все же есть основания предполагать, что процесс размещения наружной рекламы город не контролирует, а если контролирует, то как-то очень незаметно. Появились и дополнительные вопросы, вроде: куда уходят средства от рекламы на и в городском транспорте? За разъяснениями я отправился к главе администрации Ставрополя Ивану Тимошенко, тем более что все ответственные начальники из аппарата городской исполнительной власти в один голос называли именно этот адрес.

– Да, действительно, бюджет получает от рекламного щита всего 400-420 рублей в год, – сказал Иван Михайлович. – Это просто несопоставимо с суммами, которые достаются держателям щитов. Поэтому мы и приостановили развитие такого бизнеса, размещение новых рекламных объектов. Но уже буквально в ближайшие дни администрация города передает в городскую Думу проект нового положения о размещении рекламы, поскольку имеющееся никого не удовлетворяет: все в этой сфере делалось хаотично. Сейчас мы вводим новые правила игры, которые будут четко регулировать финансовые потоки и деятельность в этой области. Мы также планируем создать специальное муниципальное хозрасчетное предприятие, которое будет заниматься наружной рекламой. Это не попытка монополизировать данный бизнес, а возможность реально влиять на рынок. Далее: нами фактически закончена разработка общегородской схемы размещения наружной рекламы. Часть этих конкретных точек получит муниципальное предприятие, все остальное – выставим на свободный рынок. Таким образом, город будет иметь свои щиты и на них зарабатывать дополнительные деньги. Пока же здесь зарабатывают все, кому не лень, кроме города. Кстати, в положении, о котором я уже говорил, отрегулированы вопросы оплаты за использование городской земли и требования к заботе о благоустройстве прилегающих к рекламным объектам территорий. Эти обязанности лягут на плечи владельцев тех же капитальных рекламных щитов, которые будут отвечать за чистоту и порядок вокруг. Мы наведем порядок в этой сфере.

«Кто у нас "со щитом", или Сказка и были про наружную рекламу»
Газета «Ставропольская правда»
17 мая 2002 года