06:00, 15 мая 2002 года

Министр МВД микрорайонного масштаба

Так иногда называют участковых уполномоченных милиции. Почему?

... Вы никогда не считали, сколько у вас служебных обязанностей? "Много", – скажете не задумываясь. Ну а на самом деле? Взять почти любую профессию, и, по большому счету, все можно уместить в несколько пунктов. Почти – потому как профессия участкового уполномоченного милиции из общего ряда явно выбивается. Совсем недавно список обязанностей "анискиных" состоял из... 96 пунктов. И сейчас, смею вас заверить, хлопот и забот у стражей порядка, которые ближе всего к населению, не меньше. Во всяком случае, когда я задал подобный вопрос на участковом пункте милиции N4 (УПМ), что в одном из микрорайонов Невинномысска, старший участковый уполномоченный УВД города майор милиции Игорь Колмыков замахал руками:

– Нет, это долго слишком рассказывать придется. Давайте я лучше вам справочник участкового дам почитать, там все подробно расписано.

В общем, если коротко – должен знать и уметь участковый практически все. Так что забот Игорю Колмыкову и его сослуживцам по УПМ хватает. Участковые уполномоченные – лейтенант милиции Дмитрий Попов, старшие лейтенанты милиции Сергей Мануш и Александр Потемкин - убеждены, что микрорайон, обслуживаемый ими, не из простых. Здесь и плотная застройка многоэтажными домами, и два рынка: продуктовый и вещевой. По границам участка – железная и федеральная автодорога, здесь же автовокзал... И если случилась какая беда или неприятность - квартирная кража, ограбление, разбой или просто семейная ссора, - идут люди в первую очередь к участковому. Идут, если доверяют.

А то, что им доверяют, убедился сам. Пока был на участке, дверь сюда практически не закрывалась. Вот пришла, к примеру, старшая по дому Светлана Коростова. В ее пятиэтажке есть неблагополучная семья, в которой великовозрастный ранее судимый сын мешает жить не только родственникам, но и другим обитателям дома. Участковые в ходе профилактической беседы должны найти слова, которые надолго успокоят дебошира. Хулиганы ведь куражатся, пока чувствуют свою безнаказанность...

О себе Игорь Колмыков рассказывает скупо и неохотно. Биография его умещается в нескольких суховатых строчках: после окончания Новочеркасского политехнического института служил в армии командиром танкового взвода. После "дембеля" полтора года проработал на Невинномысской ГРЭС, а в 88-м году пришел в милицию, учился на годичных курсах участковых инспекторов. Потом два года проработал участковым инспектором в фабричном поселке невинномысских шерстяников, а в 1991 году был назначен на должность старшего участкового милиции на УПМ N4.

Кстати сказать, автор этого материала в микрорайоне, где нынче трудится Колмыков и его коллеги, прожил десять лет. Считался этот район одним из самых хулиганских и наркоманских в городе. Так что одиннадцать лет назад хозяйство новоиспеченному старшему участковому инспектору досталось большое и хлопотное. А сегодня, к примеру, те же наркоторговцы стараются сюда не соваться. Немало пришлось ликвидировать участковым и притонов. Легко сказать: ликвидировать. Чтобы наказать тех, кто свои квартиры превращает в место сбора наркоманов, алкоголиков, нужно немало потрудиться, собрать доказательства.

Вот и в тот вечер, когда я побывал на УПМ N4, милиционеры проводили такой обход по "неблагополучным квартирам". С Игорем Колмыковым и Дмитрием Поповым отправился и я. По первому же адресу, где жила известная в определенных кругах личность по имени Вася, картина предстала живописная. Сам Вася со следами недавнего похмелья на лице болел: сказал, что простудился. Хотя на самом деле давал о себе знать подхваченный на "зоне" туберкулез (раньше Вася гастролировал по Краснодарскому краю, "бомбил" там квартиры, не раз был судим). Лечился Вася, судя по большому количеству окурков, разбросанных прямо по полу, дешевыми сигаретами. Компанию же ему составляли одни только шустрые упитанные тараканы. Побеседовав с "болящим", мы отправились дальше. Картина везде представала примерно одинаковая: настороженные лица убогая обстановка. Хотя попадались и вполне приличные квартиры. Вот только в них поселилась беда: к примеру, нередко еще вчера нормальная семья деградировала на глазах из-за наркотиков, а муж "сажал на иглу" жену.

Всего в Невинномысске непосредственно на УПМах работают 33 участковых. Сами они признают, что не все гладко и идеально. Были случаи, когда из-за того, что не удавалось найти помощь у участкового, жители того или иного микрорайона обращались уже через их голову в другие подразделения УВД. Впрочем, иногда удается раскрывать преступления, имеющие большой общественный резонанс. Так, недавно Игорь Колмыков и его сослуживцы "вычислили" и задержали молодого мужчину, занимавшегося развращением малолетних. Сейчас ведется следствие.

Не секрет, что многие работники милиции в последние годы переходят в охранные коммерческие структуры. Когда я задал Игорю Колмыкову вопрос, а не было ли у него подобных намерений, он, по-моему, даже обиделся. Сказал, что в службе участковых уполномоченных работает с первого своего дня в милиции и уходить никуда не будет.

«Министр МВД микрорайонного масштаба»
Газета «Ставропольская правда»
15 мая 2002 года