Последний полет Ники

Кто-то, наверное, еще помнит шум, поднявшийся около середины восьмидесятых прошлого (увы!) века вокруг маленького гения – десятилетней девочки из Ялты, писавшей пронзительные, совершенно взрослые стихи, от которых мороз пробегал по коже, – такими они были чистыми и глубокими. Нике шесть дней оставалось до десятилетия, когда был подписан в печать ее первый сборник "Черновик". И обрушилась слава. Хрупкую девочку то и дело показывали по телевизору, возили за границу, награждали престижными премиями, снимали о ней фильмы. Еще бы! Ведь за спиной подростка стояла пробивная мама и САМ Евгений Евтушенко.

Конечно, хитромудрый мэтр знал, что с детьми-гениями, если их в нежном возрасте вознести на гребень славы, потом происходит очень много плохого. В человеческой истории тому немало примеров. Не мог не знать. И все же возносил, пробивал, восхвалял.

А потом бросил. Как отработанный материал. Уже 16-летняя Ника, перебравшаяся в Москву, "поближе к дяде Жене", вдруг выскочила замуж за престарелого, на полвека старше ее швейцарца. Брак продолжался недолго.

Потом были традиционные водка, наркотики, скандалы, попытки самоубийства. Последняя удалась…

Ушли стихи. На телевизионной встрече репортера с уже не-девочкой, а усталой женщиной она не смогла вспомнить своих строк.

"Символ эпохи" и никак иначе называют сейчас Евгения Евтушенко, предваряя его авторский вечер в Москве. Реклама идет по многочисленным радио- и телеканалам. Жуткая все же была у нас эпоха, если в ней происходили истории, подобные той, что случилась с Никой Турбиной…

Одно из ее стихотворений:

Поднимите пальцы-нервы, Превратите в гроздь рябины Брызги моря, что шумело Под окном, тревожно споря, В вечной сказке сна и были… Превратите листья в стаю, В дерзкий клекот журавлиный, Раскачайте на качелях Ветер, превращенный в иней. Помогите мне запомнить Все тревоги и сомненья. Дайте руку! Я б хотела Сердца ощутить биенье.

Игорь БЕРЕГ