06:00, 26 апреля 2002 года

Именит был род Стасенковых

В числе других маркитантов, сопровождавших армию в поход на Кавказскую войну, в Ставрополь прибыл калужский крестьянин Григорий Иванович Стасенков. Здесь и осел. Открыл в крепости лавку мелочных товаров. Благодаря стараниям и оборотливости стал заметно богатеть. Приобрел усадебное место на Большой Черкасской (ныне проспект Карла Маркса), построил дом.

По его стопам пошел сын Федор, унаследовавший от отца коммерческую струнку. Причем ворочал делами куда более масштабными. В нескольких местах города имел торговые лавки, склады, в том числе и в старом гостином ряду. Ему принадлежала обширная тутовая роща, состоявшая без малого из тысячи деревьев, и многое другое. Одновременно заключал контракты, брал крупные подряды на поставку обмундирования, провизии, фуража для армии, торговал скотом. На всем этом заколачивал большие деньги. Ради них не брезговал ничем.

По свидетельству командующего войсками Кавказской линии в 1840 году, "главные торговцы Иван Волобуев и Федор Стасенков при закупке продовольствия для войск допускали непознавательную спекуляцию". Всевозможные уловки в немалой степени способствовали быстрому приросту капитала. Как бы там ни было, но со временем Ф. Стасенков сделался заметной фигурой: стал купцом первой гильдии, а затем и Почетным гражданином города. Пользовался особым расположением сотоварищей: "Ставропольское купечество приговором избрало его для протеста векселей и ценовщиком".

Свои огромные денежные средства он вкладывал в недвижимость. К примеру, на месте отцовского дома на главной улице соорудил трехэтажный особняк. Впоследствии это здание неоднократно переделывалось другими хозяевами. При советской власти его верхний этаж несколько десятилетий занимали клуб и администрация обувной фабрики, а первый – сначала магазин спорттоваров, потом фирменный обувный – "Кавказ".

К сожалению, жизнь, как ни прискорбно, скоротечна. И Федор Григорьевич стал задумываться о спасении души, ударился в благотворительность. Пожертвовал под богадельню "в безвозвратное владение" четырехкомнатный каменный дом, расположенный к западу от Старого кладбища (сейчас на его месте на северо-восточном углу улиц Комсомольской и Коста Хетагурова – многоэтажка). Сосредоточил внимание на храмах. Помогал финансами в строительстве Армянской церкви, которую, кстати, долгое время в народе так и называли - Стасенкова.

В 1837 году, будучи попечителем, обратился в Думу с предложением взамен старой деревянной церкви на Казанской площади в казачьей станице (сегодня территория Нижнего рынка) возвести каменный храм на деньги, специально пожертвованные для этих целей. Уже было заготовлено пятнадцать тысяч штук аршинного камня. Но пока здешние власти судили да рядили, где ее поставить, хранившийся на площади камень люди растащили. Благородный порыв закончился ничем.

В 1849 году Ф. Стасенков обратился к епископу Кавказскому и Черноморскому с ходатайством такого содержания: "С Архипастырского благословения Вашего Господь Бог сподобил меня устроить храм во имя св. великомученицы Варвары над прахом моих родителей. Но как я в настоящее время делаюсь слаб и дряхл и поэтому скоро должен переселиться в Страну Вечности, то, чтобы храм сей в дальнейшем не мог встретить какого-либо недостатка, я положил в Московский опекунский совет 10.000 рублей серебром на вечное время с тем, чтобы проценты были употреблены на ремонт или украшение церкви...".

Культовое здание, возведенное по его воле на первом городском кладбище, а заодно и само это скорбное место стали именовать Варваринскими. Похоже, это богослужебное заведение ни в чем не испытывало недостатка.

Еще на моей памяти существовала и действовала эта церковь с ажурной, легкой, но уже молчавшей колокольней. Ее каменная ограда была порушена в нескольких местах. За ней встречался пасущийся домашний скот.

Мои родственники жили напротив Варваринского кладбища, и мы с двоюродными сестрами Азой и Раей Рудаковыми, случалось, на склоне покатого бугра, покрытого сочной, лоснящейся на солнце травой, собирали пролески, лесную сирень (зубянку), фиалки, первоцветы... Бродили среди заброшенных, в большинстве своем поврежденных памятников, склепов и гробниц, упавших, покосившихся крестов, пытались прочитать исчезающие надписи на надмогильных плитах, затянутых разросшимся плющом.

Однажды заглянули в открытую дверь храма. В нем шло богослужение. Поразили торжественность убранства, какая-то домашняя чистота желтых гладкокрашенных полов, освещенных заходящим солнцем.

Вскоре церковь и ограду разобрали.

Умер Федор Григорьевич Стасенков в 1854 году. Похоронили его в ограде именно этого, Варваринского кладбища. У него было пять сыновей (Александр, Василий, Егор, Иван, Илья) и немало внуков, подключившихся к делам своих отцов и деда еще при его жизни. Кроме магазинов, гостиниц и прочей недвижимости, им принадлежали жилые дома на Вельяминовской (отрезок улицы Дзержинского между улицей Коминтерна и проспектом Октябрьской революции), Николаевском проспекте (проспект Карла Маркса), Барятинской (Комсомольская), Европейской (Коста Хетагурова), на Варваринской (сейчас Маяковского) площади и в других местах. Была у них собственность и за пределами губернского центра: хутора, виноградники, участки леса.

Подобно патриарху рода, его потомки не упускали случая прирастить богатство. Едва в 1852 году городская Дума объявила торговцам о том, что если они желают устроить на Базарной площади новый гостиный ряд в два этажа, то пусть подают об этом прошения, внук Федора Григорьевича – Павел тут же не замедлил заявить о своем желании стать пайщиком этого торгового центра. И стал им.

Ко многим добрым делам на благо Ставрополя был причастен этот род. В середине XIX века по специальному разрешению наместника Кавказа на улице Комиссариатской (сейчас Советская) в казенном доме бывшей строительной и дорожной комиссии открылась общественная библиотека – предшественница нынешней "Лермонтовки". Как гласит документ, она предназначалась "для того, чтобы доставить бедным чиновникам и другим недостаточным людям средства к образованию, а всем вообще ставропольским читателям – приятное развлечение в свободное от занятий время". В ее оборудовании приняли участие родные братья Илья и Василий Стасенковы. По заказу первого в дар этому учреждению культуры была изготовлена дюжина стульев из орехового дерева ценой в девяносто рублей серебром. А Василий пожаловал мебели на шестьдесят рублей и тоже серебром. Гражданский губернатор Александр Алексеевич Волоцкий в своей торжественной речи, произнесенной "перед лучшим обществом города", на открытии публичной библиотеки почетным гражданам города и купцам первой гильдии братьям Стасенковым за такие поступки выразил свою признательность.

Кстати, звания "Почетный гражданин Ставрополя" удостоились несколько представителей этого рода. Среди них еще один сын Федора Григорьевича – Егор, внук Константин Егорович, а также их родственница, "новая владелица усадьбы Найтаки" Ефросиния Стасенкова. Все они оставили хороший, добрый след в городе Креста.

Тамара КОВАЛЕНКО
«Именит был род Стасенковых»
Газета «Ставропольская правда»
26 апреля 2002 года