06:00, 25 апреля 2002 года

Широко открытые глаза

Итоговая справка правительства края по результатам комплексной проверки деятельности властей Ставрополя "потянула" на 900 страниц текста. Мера ответственности городских чиновников за нанесенный ставропольчанам ущерб, считает край, тоже должна быть серьезной.

Беспрецедентным можно назвать вчерашнее заседание правительства края, начавшееся в 10 утра и с небольшим перерывом завершившееся в 5 часов вечера. По большому счету его главным и основным вопросом стало подведение итогов трехмесячной работы комиссии, осуществлявшей комплексное исследование деятельности администрации Ставрополя и положения дел в городе в целом. Только обсуждение этого вопроса продолжалось четыре часа – своеобразный рекорд, на который позже обратил внимание губернатор А. Черногоров. Факт, впрочем, закономерный, если учесть, что все последние годы отношения с краевой столицей всегда были вопросом номер один для руководства Ставрополья – и по остроте обсуждения, и по количеству времени. Учитывая всю предысторию, итогов работы комиссии ждали с особым вниманием. И не зря. Расставлены, наконец, последние точки во взаимоотношениях краевых и городских властей, предъявлены все счета за прошлое, обозначено место города в сегодняшней системе власти, указан его курс на будущее, а главное, получено согласие с предложенным курсом.

С основным докладом выступил заместитель председателя правительства края, руководитель рабочей группы Н. Пальцев. Он сразу опроверг политическую подоплеку обсуждаемой проблемы. По его словам, определенные круги пытались в свое время трансформировать непростые взаимоотношения края со Ставрополем в личностный конфликт двух политиков. Однако ситуация, на его взгляд, гораздо прозаичнее. А именно: краевые власти не могли мириться с тем, как приходит в упадок город, его экономика, инфраструктура. Однако попытки совместной работы над узкими местами по разным причинам не находили воплощения. Во многом, признают в крае, в том числе из-за несовершенства правовой базы, определяющей взаимоотношения государственной и муниципальной властей. Дарованная свобода обернулась произволом муниципалов и многочисленными нарушениями. После смены исполнительной власти города и ухода М. Кузьмина (имя которого, к слову сказать, ни разу не было упомянуто на заседании) сотрудничество, наконец, наладилось. Но усилия руководства Ставрополя тем не менее пока не привели к главному результату - повышению уровня жизни горожан. Именно поэтому краевое правительство решило еще раз "погрузиться" во все нюансы жизни столицы края, чтобы проанализировать детально ситуацию и предложить свою помощь. Как прозвучало позже, в ходе работы комиссии "глаза открылись" на многое, в том числе и у чиновников городской администрации, и депутатов городской Думы. Некоторые особо выдающиеся факты обрисовали в своих выступлениях представители важнейших краевых министерств, а мы приведем эти факты по составленной членами комиссии справке.

Обнаружены серьезные недостатки в расходовании бюджетных средств. К примеру, ежегодный объем фактически зачисленных налогов в городской бюджет превышал его плановые показатели в 1,3 – 1,5 раза. В абсолютных цифрах это превышение составило только в 2001 году 289700 тысяч рублей. В городе слабо поставлен контроль за работой предпринимателей: более 700 физических и юридических лиц этой категории не учтены в налоговых органах.

Предоставление льгот за аренду помещений осуществлялось с нарушением Бюджетного кодекса России, что привело к следующему. На льготных условиях коммерческим и хозрасчетным предприятиям передано 29000 кв.м помещений, что составляет почти пятую часть от их общей площади. В результате чего за период 1999-2001 года в бюджет города недопоступило 44 миллиона рублей.

В течение последних трех лет было получено кредитов на общую сумму 247500 тысяч рублей, и они не всегда использовались на цели, предусмотренные решениями городской Думы.

Не в полном объеме администрация Ставрополя исполнила решение городской Думы от 15 марта 2000 года в части формирования резервного фонда зерна. Средства в сумме 1398 тысяч рублей, выделенные на его формирование на возвратной основе департаменту экономики города, до настоящего времени в бюджет не возвращены. Кроме того, в декабре 1999 года администрация города заключила договор с ОАО "Мокро-Буйволинский элеватор" о приобретении в муниципальную собственность производственных помещений на сумму 11 миллионов рублей. Бюджетные средства перечислялись как элеватору, так и его кредиторам. Расходы составили 2449 тысяч рублей, однако ОАО "Мокро-Буйволинский элеватор" в реестре муниципальной собственности города не значится.

Не проходит по учетным данным разметочный комплекс, приобретенный в Германии за 1130 тысяч рублей. Кстати, со дня приобретения в 2000 году он работал всего один раз, так как нуждается в ремонте.

В соответствии с распоряжением главы города департаментом ЖКХ за счет средств, полученных из бюджета в 2001 году на финансирование отрасли, для администрации приобретены автомобили марки "BMW-728A" и "Шевроле-Блейзер" стоимостью 1905 тысяч рублей и 620 тысяч рублей соответственно.

У города в настоящее время имеется значительная задолженность за выполненные работы по реконструкции здания для администрации - 76610 тысяч рублей, в том числе турецкой компании "РГ ЛТД" на сумму в 2372,4 тысячи долларов США.

С грубейшими нарушениями финансовой дисциплины город производил закупку медицинского оборудования. Так, в 2000 году департаменту социальной политики были выделены векселя администрации города на сумму 1,575 млн. рублей для приобретения в предприятии ООО "Интерфарма" рентгеноаппаратов для городской больницы №3. Предприятие-поставщик было определено распоряжением главы города Ставрополя без проведения конкурсного отбора. Фактически рентгенооборудование фирмой поставлено не было. Вместо него, по истечении пяти месяцев, была поставлена ультразвуковая аппаратура, стоимость которой по существующим на тот момент ценам не превышала 600 тысяч рублей. При поставке городской клинической больнице №4 кардиомонитора завышение стоимости составило 130 тысяч рублей.

С грубейшими нарушениями осуществлялось и приобретение продуктов для детских дошкольных учреждений. Наиболее крупным поставщиком здесь выступало ООО "Барс", которому за последние два года в счет уплаты за поставленную продукцию из городского бюджета различными формами оплаты было направлено более 21 миллиона рублей. При этом установлено, что ООО "Барс" закупало мясо бройлеров по цене от 39 до 42 рублей за килограмм, а поставляло детским дошкольным учреждениям по цене 75 рублей за килограмм. Баночка зеленого горошка, купленная за 18 рублей, поставлялась уже за 35. Это же ООО осуществляло поставку продуктов питания вне объемов муниципального заказа с торговой наценкой более ста процентов. Так, в марте прошлого года сахар, приобретенный по 15 рублей за килограмм, реализовывался детским дошкольным учреждениям по 23, а то и по 30 рублей за тот же вес.

Таким образом, расходы муниципального бюджета за 2000 и 9 месяцев 2001 года на приобретение продуктов питания для детских дошкольных учреждений только через ООО "Барс" необоснованно увеличены на общую сумму 11,2 миллиона рублей.

В городе имеются случаи самовольного занятия земельных участков, без оформления соответствующих документов на землю возводятся автостоянки, павильоны, киоски, производственные базы, строятся кафе и службы автосервиса. Совершенно не контролируется процесс возведения рекламных объектов.

Отсутствие генерального плана развития города, несовершенство механизмов согласования размещения объектов с природоохранными службами приводит к нарушениям требований природоохранного законодательства и, как следствие, возникновению неблагоприятных для жизни зон. Городские лесные массивы за-хламлены, действующая городская свалка расположена в городской черте и даже юридически не оформлена.

В Ставрополе один из самых высоких в крае показателей уровня регистрируемой безработицы – 1,9 процента при среднекраевом – 0,9 процента. Одновременно в ходе проверки установлено более 2000 фактов задержки зарплаты. Например, в ЗАО "Кондор" оплата труда коллективу не производится с апреля 2001 года, и долг составляет 500 тысяч рублей. На ОАО "Ставропольский завод поршневых колец" задолженность по выплате зарплаты составляет 876 тысяч рублей, при этом в ноябре-декабре прошлого года были произведены крупные поощрительные выплаты президенту, генеральному директору и лавному бухгалтеру общества.

Материально-техническая база органов здравоохранения города не соответствует современным требованиям. Оборудование изношено. Немало проблем и у городской станции скорой медицинской помощи. Треть имеющихся здесь автомобилей давно выработала моторесурс.

Выявлен ряд серьезных проблем и в сфере образования. Например, обеспеченность учебниками нового поколения здесь составляет всего 46 процентов. По компьютеризации Ставрополь занимает 23-е место в крае – 1 компьютер на 169 учащихся. В школах города практикуется незаконный сбор денег с родителей. В 2001 году собрано 5,5 миллиона рублей родительских средств, из которых на организацию питания учащихся израсходовано 5,5 процента названной суммы. Остальное потрачено на дополнительную заработную плату работникам школ, ГСМ, услуги связи и так далее.

Почему всех этих фактов не замечали правоохранительные органы, соответствующие контролирующие структуры – это вопрос, на который губернатор края А. Черногоров, по его словам, не знает ответа.

Отдельная проблема, стоявшая особняком в процессе всей работы комиссии, – система управления городом. Как сказал Н. Бочеров, в свое время работавший в городских структурах власти, корни большинства проблем Ставрополя, того, что он остановился в развитии, лежат в стремлении бывшего руководства исполнительной власти города выделиться в самостоятельный субъект края. Под это перестраивалась структура управления, которая в конце концов привела к ликвидации администраций районов города. Полноценные районные структуры власти должны быть восстановлены – это один из выводов правительственной комиссии. Как образно выразился Н. Пальцев, задача правительства не таскать самолет городского хозяйства трактором по полю, а научить летать его самостоятельно. По каждому из министерств и ведомств составлен обширный план мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков. Эта работа должна стать программой первоочередных действий городских властей, подчеркнул А. Черногоров. За ней будет установлен жесткий контроль.

Кстати, руководство Ставрополя – глава администрации И. Тимошенко и председатель Думы С. Муратов не стеснялись в выражении благодарности краю и за "открытые глаза", и за помощь, которую тот оказывает. Но, как деликатно дал понять И. Тимошенко, "самолет" Ставрополя, кстати, находящийся не в самом худшем положении, не взлетит без минимума горючего, то бишь финансов. Он еще раз напомнил, что Ставрополь дает 38 процентов налоговых платежей в краевой бюджет, но сам находится на голодном пайке. Более 60 процентов средств городского бюджета – это заработная плата ставропольчан. При норме 40 процентов он уже должен считаться дотационным, а город, тем не менее, – донор. Если не изменить систему бюджетных взаимоотношений, политическое потепление климата между городом и краем не принесет желаемых плодов. Власти Ставрополя просят установить долгосрочные нормативы отчислений, а также реализовать принятый несколько лет назад краевой Думой закон о статусе краевого центра, который еще ни разу не был профинансирован краем.

Согласны городские власти и с предложением реформировать структуру управления. Но, попросил И. Тимошенко, не нужно насаждать ее административными методами. С учетом мнения правительства вариант реформирования местной власти будет предложен в скором будущем на рассмотрение депутатов городской Думы. И скорее всего, это не единственная пертурбация, которая ждет Ставрополь. Как сообщил председатель Думы С. Муратов, продолжается работа над уставом города, и к лету его обновленный вариант также предстоит обсуждать думцам. Можно предположить, судя по некоторым репликам выступавших, что изменится конфигурация органа местного самоуправления. Как выразился губернатор, пора заканчивать с временами митинговой эйфории, с которой и был рожден основной документ города.

Подводя итог многочасового обсуждения, глава исполнительной власти края выглядел удовлетворенным. Критика, которую он долгое время адресовал городским властям Ставрополя, наконец, получила 900-страничное подтверждение в материалах проверки. По большому счету реализована и другая цель: власть краевого центра полностью встроена в краевую исполнительную вертикаль. Теперь, по словам губернатора, осталось действительно наладить конструктивное сотрудничество города и края в реализации всего намеченного. Ставрополь обладает резервами для ускоренного развития, не сомневается А. Черногоров. Полностью солидарны с ним и власти краевого центра. Какова цена слов политиков, вероятно, очень скоро смогут оценить горожане, об интересах которых, хочется верить, столь много говорилось вчера не всуе.

Е. ИВАНОВА
«Широко открытые глаза»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2002 года