06:00, 25 апреля 2002 года

Чистый двор – чистая планета

Быть ли Кавминводам курортом мирового значения? Виталий Михайленко, руководитель администрации региона, об этом мечтает. А вот мой сосед Петрович чихать хотел: вчера на своем "Москвиче" отволок прицеп мусора на Змейку, вывалил в лесополосе, и хоть бы хны: "а чё, я один такой? Все везут..."

Навести мосты между властью и населением, воспитать в петровичах ответственность за судьбу их малой родины – такова сверхзадача первой и по сей день единственной крупной общественной экологической и природоохранной организации на Ставрополье - "Минеральные Воды – чистый город". Ее основатель и бессменный председатель Лариса Корнева – наш сегодняшний собеседник.

Итак, вопрос:

– Когда и кому пришло в голову объединить экологов-общественников?

– Однажды мы выбрались большой компанией на природу. Смотрим: там битые стекла, там пластиковые бутылки. Там полиэтиленовые пакеты валяются, там дерево срублено. Кто-то стал возмущаться, кто-то рассказал, как за границей каждый кустик берегут, обертку от конфеты никогда на землю не бросят. В конце концов сочинили манифест. Вроде в шутку. Однако по выходным стали выезжать в лесополосы – убирали всякий хлам. Постепенно присоединялись все новые и новые люди, Когда набралось под сотню активистов, решили зарегис-трироваться. И вот с 30 июня 1998 года в Минеральных Водах официально существует неправительственная некоммерческая экологическая организация...

– ...которую возглавляет Лариса Корнева. Скажите, вы и прежде занимались экологией?

– По специальности я инженер-строитель аэродромов. Но когда работала на Севере в окружкоме комсомола, участвовала в нашумевшей акции активистов "Гринпис". Может, помните десант на Новую Землю? Мы тогда провожали гринписовцев с материка.

– Ну а чем заявила о себе вновь созданная "Минеральные Воды - чистый город"?

– Так случилось, что регистрация нашей организации по времени совпала с акцией протеста жителей кварталов, прилегающих к городской свалке. Ее в очередной раз кто-то поджег, люди задыхались от дыма. В конце концов терпение лопнуло, и они перекрыли дорогу. Ясное дело – мы тут же с головой влезли в эту проблему, которую обозначили так: "Полигон не притон, а промзона".

– Обещания со дня на день ликвидировать в Минеральных Водах свалку местные власти раздают уже лет 15. Могли ли что-либо изменить несколько десятков энтузиастов?

– Во всяком случае попытались. Да, это жуткое место. За 40 лет эксплуатации там скопилось столько инфекции, столько токсичных отходов! А до жилых домов рукой подать. К тому же прямо через свалку протекает Джемуха и впадает в Куму. Но мы понимали: пока не построят новый полигон, отходы как везли, так и будут везти на старый.

– В таком случае, какова была роль общественных экологов?

– Создать защитное кольцо из деревьев и кустарников и убедить власть и население, что к свалке надо относиться как к нормальному промышленному объекту. Мы установили вагончик для сторожа, скомплектовали бригаду из завсегдатаев свалки, выбили им зарплату через центр занятости. Несколько месяцев под руководством активиста нашей организации Андрея Новикова они сортировали отходы, отправляли на вторичную переработку стекло, металл, бумагу. Но у обитателей свалки свои законы, свой менталитет. Не всем нравились нововведения. Начались конфликты. Дошло до того, что на Андрея с вилами кидались. Потом сожгли вагончик, потом ударили морозы...

– На том идея вторичной переработки отходов заглохла?

– Ни в коем случае. Для нашего эколого-курортного региона альтернативы нет. Ведь свалки не только обезобразили многие прекрасные ландшафты. Токсичные вещества попадают в подпочвенные воды, а значит, мы можем потерять свое главное богатство - источники живительной минеральной воды.

Я изучала опыт Греции. Там проблему решили давно и окончательно. То, что гниет, помещают в специальные траншеи, типа наших силосных ям: калифорнийские черви превращают биомассу в экологически чистый гумус. Все остальное рассматривают как важнейший источник вторичного сырья для промышленности. Никаких безобразных свалок, никакого загрязнения окружающей среды. Перенять бы, но... Сколько мы ни пытались заинтересовать местные власти бизнес-планом вторичной переработки отходов – поддержки не нашли. Сколько можно твердить: не плюй в колодец...

– Больше, чем полигоны ТБО, меня коробят бесчисленные стихийные свалки. Жуть, что творится по берегам наших речушек, прудов, в лесополосах, на обочинах дорог. Как повернуть мозги "петровичам"?

– Психологи подсчитали: чтобы идея укоренилась в общественном сознании, требуется порядка 30 лет массированного внушения. А у нас только-только начинают втолковывать людям представления о гражданском обществе, о личной ответственности, в том числе и за судьбу России в целом. Необходимы время и настойчивость.

– Но как бы за три десятилетия мы вконец не угробили природу.

– Мне мама говорила: у нее, как и у всех тех, кто в юности сажал лесополосы в степях Ставрополья, никогда рука не поднимется срубить там дерево. Вот на этом эффекте личного соучастия и с учетом особой восприимчивости ребят в возрасте до 14 лет мы и строим программу экологического воспитания. Например, прошлым летом с учащимися гимназии N 3 совершили три массовые и более 20 рядовых вылазок на Куму. Полностью очистили от мусора около полутора километров берегов, организовали движение "Чистильщики рек". Видели бы вы, как горели глазенки у ребят, с каким воодушевлением, держа в руках плакаты, они топали на реку. Думаю, окажись среди них дочка вашего Петровича, она бы усовестила папашу. Мы договорились с местным отделом образования на летних каникулах приобщить к экологическому движению всех ребят, которые будут отдыхать в пришкольных лагерях. Этот пункт даже включен в проект постановления.

– Пусть неправительственная, пусть общественная, но в нашей стране плодотворно работать можно, будучи в хороших отношениях с властью и имея хотя бы какие-то материальные средства...

– К сожалению, в Минеральных Водах мы часто натыкаемся на непонимание. Например, узнала я, что международная экологическая организация "Эко-Логика" выделяет грант на санитарную очистку города. Естественно, без местных властей такую заявку оформить нельзя. Два месяца уговаривала бывшего замглавы по "коммуналке" Бычкова – отмахивался, мол, некогда ерундой заниматься, все равно никто денег не даст. Ну раз так – позвонила на Украину, в Горловку, где у нас дочерняя организация. Ее руководитель быстро утрясла все вопросы с местными властями, и город безвозмездно получил от американцев 15 тысяч долларов.

В администрации Кавминвод, куда мы заявились с конкретными экологическими проектами, сразу получили решительную поддержку. Но в целом Ставрополье весьма значительно отстало в работе с некоммерческими организациями, особенно иностранными.

– Простите, а на кой тому же Петровичу иностранные благотворительные и экологические НКО?

– Иностранные, потому что отечественных грантодающих фондов практически нет. Например, "Минеральные Воды – чистый город" почти все свои проекты осуществляла на деньги американских и канадских экологических организаций. Так, институт устойчивых сообществ, финансируемый конгрессом США, предоставил грант на поддержку детского экологического движения. Другой американский фонд "Точка опоры" в течение года финансировал наш эколого-правовой проект.

Но суть не в этом. Во всех развитых странах, да и в некоторых регионах России, несомненна взаимосвязь экономического подъема с наличием сильного деятельного некоммерческого сектора (наряду с государственным и бизнес-сектором). Возьмите Краснодарский край. Там уже более десяти лет бурно развиваются всевозможные общественные некоммерческие организации, налажены крепкие связи с зарубежными НКО. Успешное сотрудничество по линии гражданских инициатив вызывает доверие к региону и у бизнесменов. В результате поток инвестиций на Кубань на порядок мощнее, чем на Ставрополье. Так что, если вслед за зарубежными НКО на Кавминводы двинется крупный бизнес и поможет поднять наши курорты на уровень мировых стандартов, все, включая Петровича, почувствуют: жить стало лучше, жить стало веселее.

– Есть ли у вашей организации девиз?

– Да. И, надеюсь, он станет близок всем жителям Кавминвод:

"Чистый двор,

Чистая улица,

Чистый город,

Чистая планета".

Беседовал Н. БЕЛЬСКИЙ
«Чистый двор – чистая планета»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2002 года