06:00, 23 апреля 2002 года

Выживет ли "живая" музыка?

"Это же готовые лауреаты", – так отозвался профессор Саратовской консерватории В. Фильчев о выступлении студентов Минераловодского музыкального училища имени Сафонова.

Впрочем, отчетные концерты – лишь часть программы плановой проверки, которую на днях завершила аттестационная комиссия отдела образования Министерства культуры РФ. В целом училище было аттестовано, комиссия выдвинула ряд весьма серьезных требований к качеству подготовки учащихся, работы учебного заведения в целом.

За пару недель до аттестации из Швеции с триумфом вернулась Зина Оганова: четверокурсницу минераловодского музучилища приняли на фортепианное отделение королевской консерватории.

Зина – яркая, эмоциональная, усердная – безусловно, имеет все задатки "звезды". Но, как в один голос уверяли меня преподаватели, в училище есть не менее одаренные ребята. Взять скрипача Андрея Сигеду, в дуэте с которым Оганова победила на международном конкурсе камерных ансамблей имени Гнесиных. Он уже сегодня играет на уровне выпускника консерватории. Или второкурсницу Лену Шеретову - пианистку от Бога. Несмотря на юный возраст, она вместе с Леной Калмыковой успела завоевать Гран-при на Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов.

Я видел подготовленный для комиссии список лауреатов и дипломантов международных, всероссийских, республиканских и зональных конкурсов за последние пять лет – перечню нет конца-краю. Выпускники минераловодского училища составляют костяк Кисловодской филармонии, оркестра Пятигорского театра оперетты, выступают во многих городах нашей страны и за рубежом. Нет нужды представлять музыкальной общественности баяниста Андрея Стаценко, пианистку Ксению Прокопьеву, композиторов Елену Агибабову и Павла Зингера, который ныне успешно работает в Германии.

Впрочем, лауреатство, слава, награды – дело если и не десятое, то уж никак не первое. Прежде всего минераловодское училище – это фрегат высокой культуры, который пока не захлестнули волны низкопробного ширпотреба. Человеку дана способность подняться к вершинам духовности. Но это требует сознательных усилий, напряжения, а то и самопожертвования. Куда проще и комфортнее целиком предаться другой стороне своей сущности – биологической, инстинктивной. Чему и потакает массовая культура, а точнее, бескультурье.

– Конечно, и к нам ребята приходят, нахватавшись всего того, что их окружает на улице, – горячо поддерживает тему заместитель директора по воспитательной работе И. Ермошкина – Я им сразу начинаю внушать: "Запомните – у нас не попса, а настоящая "живая" музыка". И другие преподаватели стараются держать эту линию. Постепенно у ребят меняется манера поведения, меняется даже сленг.

И вот сегодня сложилась такая ситуация, когда наработанные за три десятилетия методики, опыт и знания уникального педагогического коллектива, богатейшие традиции могут рухнуть в тартарары.

Причина банальна – нищета. В минераловодском училище на одного студента приходится 4,7 квадратных метра площади, а по современным нормам требуется 12. Причем, это не блажь столичных чиновников. Я разговаривал с преподавателями и они признали: действительно места не хватает. Самостоятельно позаниматься студенты могут лишь если кто-то из педагогов приболеет, и в расписании образуется "окно". Или же поздно вечером. Комиссия настоятельно рекомендовала учредителю – Министерству культуры Ставропольского края, выделить училищу достаточные площади для обеспечения учебного процесса. Но где их взять?

Другое требование – существенно улучшить материально-техническую базу. Тоже вполне справедливо. В репетиционном зале на четвертом этаже я видел рояль, ножки которого скреплены треугольной рамой из водопроводных труб. В другом классе наугад нажал с пяток клавиш - одна отчаянно фальшивит. Почти все рояли и пианино в училище приобрели 20-30 лет назад. А поскольку это инструменты низкого класса, их механика на 90 процентов выработала свой ресурс, не держит строй. "На таких инструментах играть – только слух портить. Лучше нарисовать клавиатуру на бумаге и попадать пальцами на "клавиши" – довелось мне услышать и такое рацпредложение.

Капитальный ремонт роялей весьма сложен и дорог. А главное – нет никакой гарантии, что инструменты низкого класса его выдержат. Покупать новые... Поскольку многие отечественные фабрики свернули производство, оставшиеся, естественно, задрали цену – рядовой рояль стоит под тысячу долларов... А ведь помимо инструментов – в соответствии с требованиями аттестационной комиссии – училищу необходимы полтора десятка компьютеров, современная учебная мебель, автотранспорт, оргтехника, видеокассеты, компакт-диски и многое другое. При всем желании министерство культуры СК такие деньги вряд ли найдет.

Самим заняться коммерческой деятельностью? Пытались – получился "пшик". Кисловодская филармония как монополист застолбила все санатории и мало-мальски "хлебные" места. А тут еще бесконечные рогатки из налогов и лицензий. В результате концерт в санатории имени Кирова дал мизерную прибыль училищу, зато колоссальную головную боль заместителю директора по менеджменту Т. Вавакину.

Остается меценатство. Спасибо, есть в городе государственное унитарное предприятие "Кавминводыавиа". Хорошо, что возглавляет его давнишний друг училища В. Бабаскин. Авиаторы подарили компьютер, видеокамеру, музыкальный центр, а главное – не раз бесплатно возили студентов на конкурсы, когда их проводили в тех городах, куда выполняют рейсы самолеты авиакомпании. Но нельзя же бесконечно донимать просьбами одно и то же предприятие. А на попытки привлечь к меценатству местных бизнесменов сотрудники училища частенько получали такой "отлуп", что надолго зарекались к кому-либо обращаться за помощью.

Так что же – тупик? Не думаю. Пора, наверное, включаться в систему цивилизованных отношений, социального партнерства, апробированную в странах с развитой демократией. Мощный краевой некоммерческий благотворительный фонд поддержки культуры и искусства мог бы значительно снизить напряженность в этой сфере. Через такие фонды, как правило, более рационально используются бюджетные деньги, а главное – удается привлечь значительные частные вложения. Ведь в отличие от одиноких ходоков-музыкантов фонду по силам организовать громкую пропагандистскую кампанию, убедить население, что доверия достоен только социально ответственный бизнес. Тогда уж, хочешь – не хочешь, а придется раскошелиться ради доброго имени. Но когда это будет?

Ставка преподавателя первой категории в минераловодском музучилище около 1400 рублей, стипендия студента-отличника – 77. Возможности подработать на стороне почти нет. Некоторые отчаянно нуждаются. И все же эти подвижники настоящей культуры верят, что помощь придет.

Н. БЕЛЬСКИЙ
«Выживет ли "живая" музыка?»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2002 года