06:00, 23 апреля 2002 года

Священная корова. Ею в нашей стране должен стать малый бизнес

На днях завершилась третья Всероссийская конференция представителей малых предприятий. От нашего края в ней участвовали председатель комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности С. Харитонов, председатель правления Союза предпринимателей СК А. Сиротинский, генеральный директор государственного фонда поддержки малого предпринимательства В. Рыльцев, сотрудник министерства экономического развития и торговли Л. Дрофа, президент Ставропольской Торгово-промышленной палаты В. Константинов. Как она проходила, о чем шла речь? Об этом обозреватель "СП" беседует с А. Сиротинским.

– Александр Николаевич, до последнего времени так получалось, что, чем больше власть оказывала внимания малому бизнесу, тем более негативно это сказывалось на его развитии. Такая парадоксальная ситуация. С чем вы это связываете?

– С самой природой этого бизнеса. Он очень многопланов по своим, скажем так, занятиям, и стремление создать равные для всех правила игры здесь только вредит делу. Взять тот же единый налог на вмененный доход: как только ни изощрялись законодатели, но никакого универсализма не получилось. Слишком разный это бизнес – правила, пригодные для прачечной, совершенно не годятся для посредника или торговца ювелирными изделиями... Не только интересы, но и ниши на рынке абсолютно не похожи одна на другую. Взять хотя бы эту последнюю конференцию. Ведь даже по вопросу – что считать малым предприятием, – к единому мнению не пришли. Одни говорили, что надо отталкиваться от количества работающих, другие – от оборота, и так далее. Повторюсь, эту экономическую среду очень трудно регулировать, пытаться соединить интересы государства и предпринимателей. Отсюда и результаты у власти по-Черномырдину: хочет как лучше, а получается как всегда. С налогами, с проверками, всеми другими делами.

– Из СМИ известно, что на этой конференции перед вами выступали такие "киты" политики, как Е. Примаков, руководители различных министерств и ведомств. Были ли предложены варианты, действительно способные внести законодательную трезвость по отношению к малому предпринимательству?

– По сути, эта конференция и проводилась как некий совет с его представителями, чтобы можно было доработать правительственный проект закона, вносимого в Госдуму РФ. Рекомендации мы выработали, а что получится, кто знает... Я же лично согласен с теми ораторами, которые рассказывали, как в развитых странах, например, в США относятся к малому бизнесу. Там он вообще является "священной коровой" – президент ежегодно отчитывается перед Конгрессом о том, как идут дела в этом секторе экономики. Нам бы так. И это правильно. Ведь малый бизнес – это занятость, люди, работающие сами на себя, свои семьи и уже тем самым избавляющие государство от заботы о них...

– Вот потому иногда и думаешь, какого, извините, рожна еще государству надо? За это бы спасибо сказало...

– Многие из нас тоже так считают – дайте просто людям возможность позаботиться о себе самим, тем более сейчас, когда государство в этом заинтересовано, подождите спрашивать налоги и прочее, лучше помогите встать на ноги, опериться. Нужно создавать условия для развития, а не административный и контролирующий террор.

– Об этом шла речь на конференции?

– Конечно. Пришли даже к выводу, что у малого бизнеса два врага: внешний и внутренний. Про внешнего можно говорить долго: это неразвитость и устарелость правовой базы, отсутствие возможности кредитования, доступа к информации о наличии государственного или муниципального имущества, которое можно взять в аренду, налоговая сумятица, при которой невозможно рассчитывать на стабильность в ведении бизнеса, и многое другое. А внутренний враг – это низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, своего рода наследие старого экономического образования. Хотелось бы, конечно, чтобы все поголовно в этой сфере были грамотными в рыночных отношениях – надо учиться. И еще враг в нашей среде – теневой бизнес. Мы вправе требовать от государства, чтобы ему была объявлена непримиримая борьба.

– Вот как! Это новый поворот, вроде раньше в вашей среде доблестью считался уход от налогов...

– У честных предпринимателей никогда он ею не считался. Существование "тени" создает недобросовестную конкуренцию. Получается, что добросовестные предприниматели как бы оплачивают безбедную жизнь своих вовсе нещепетильных коллег.

– И все-таки, Александр Николаевич, по опыту подобных конференций даже на краевом уровне знаешь, что в результате все выливается в, мягко говоря, противоречивые дискуссии без четких предложений к той же власти. Всероссийская в этом смысле отличалась?

– Там тоже было много дискуссий, но удалось выработать, как мне кажется, и четкие предложения по ключевым вопросам. Другое дело, повторюсь, как на них посмотрят правительство и депутаты Госдумы РФ. Но в одном вы правы – хватит дискутировать, пора развиваться, необходим конструктивный диалог с властью. Кстати, каким образом его вести, тоже на конференции обсуждалось. Пришли к выводу о том, что это способны сделать общественные организации предпринимателей: аккумулировать предложения, обобщать их, отстаивать интересы и так далее.

– Думается, сейчас и сами предприниматели это осознали, чему примером и создание нашего ставропольского Союза...

– Кроме того, в последнее время состоялся целый ряд учредительных конференций объединений предпринимателей. В таких, например, городах, как Михайловск, Невинномысск, Железноводск, Буденновск и так далее. На днях состоится конференция в Ставрополе. Думаю, это пойдет на пользу нашему общему делу, как и внимание президента РФ В. Путина к проблемам малого бизнеса. Так хочется, чтобы страна наконец осознала необходимость этого поистине народного предпринимательского движения – для государства и для каждого человека. Сумеем довести малый бизнес до уровня промышленно развитых стран, сможем жить без такой оглядки на нефтяные и иные мировые цены, как сейчас, сможем обеспечить гражданам достойную жизнь.

«Священная корова.Ею в нашей стране должен стать малый бизнес»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2002 года