06:00, 23 апреля 2002 года

И один в поле воин

Недавно губернатор края А. Черногоров издал постановление об ограничении торговли спиртными напитками вблизи школ и других учебных заведений, около лечебно-профилактических и культовых учреждений, в местах массового скопления населения. А предшествовали этому многочисленные обращения родителей, педагогов, врачей и иных неравнодушных людей в органы власти по поводу настоящего раздолья для пьяниц и алкоголиков, которое сейчас создано в Ставрополе, и не только в нем. Пиво, водку и вино продают буквально на каждом углу в любое время суток, красочными бутылками с завлекательными этикетками забиты все полки продовольственных магазинов и ларьков.

А первым начал бить тревогу Иван Стефанович Трухачев. 15 лет возглавляет он Ставропольское региональное отделение общественной организации "Всероссийское общество трезвости и здоровья". В свое время у Ивана Стефановича были десятки помощников на предприятиях, в учреждениях и хозяйствах. Тогда всюду действовали комиссии и отделения "Общества борьбы за трезвый образ жизни", работали лектории, проводились беседы, вечера и другие мероприятия, нацеленные на антиалкогольную пропаганду.

Но с началом рыночных реформ положение в корне изменилось. В стране провозгласили полную свободу торговли. Все ограничения, введенные прежде при продаже спиртных напитков, были враз отменены. Финансирование организаций "Общества трезвости" прекратилось, и они вскоре прекратили свое существование. Все пропагандисты жизни без алкоголя постепенно рассеялись. Остался лишь один Иван Стефанович Трухачев. Он не смирился с поворотом отношения к вопросу "Пить или не пить?" на 180 градусов и продолжает бескомпромиссно воевать с пьянством.

Тут надо сказать, что И. Трухачев – человек в некотором роде уникальный. За 76 лет своей жизни он ни разу не пригубил рюмки со спиртным и не выкурил ни одной сигареты. Таких теперь очень мало в России. Широкой публике, по крайней мере, известен лишь – академик Ф. Углов, тоже исповедующий полную трезвость.

А Иван Стефанович прожил во всех смыслах достойную жизнь: воевал на фронтах Великой Отечественной, учился, работал, вырастил троих сыновей, которыми можно только гордиться. Владимир – доктор наук, профессор, ректор Ставропольского агроуниверситета, Павел - председатель колхоза "Красносельский", кандидат наук, Игорь - полковник, закончил военную академию. Казалось бы, можно уже и отдыхать, нянчить внуков. Но не таков И. Трухачев.

Масштабы работы, которую он ведет, можно сказать, в одиночку, поражают: не меньше 300 лекций в год. Практически не проходит и дня, чтобы Иван Стефанович не побывал в гимназии, колледже, вузе или лицее. Его выступления вызывают у молодежи и подростков неподдельный интерес: говорит он так убежденно о вреде алкоголизма, курения и наркомании, приводит такие цифры и факты из жизни и литературы, что завораживает своих слушателей.

Но И. Трухачев не ограничивается одним просветительством. Он работает в тесном сотрудничестве с краевым наркологическим диспансером и его главным врачом Н. Чистяковым. В "Общество трезвости" нередко обращаются отчаявшиеся люди, матери и жены тех, кто пристрастился к алкоголю или наркотикам. И Иван Стефанович помогает им устроиться на лечение в наркодиспансер.- Иван Стефанович, не секрет, что на Западе пьянство считают национальной чертой русских. Вы согласны с этим?

– Нет! Тот, кто знаком с историей России не понаслышке, знает, что наш народ в прошлые века никогда столько не пил, как сейчас. Пьянство у нас начало распространяться с тех времен, когда продажу водки сделали основным источником наполнения государственной казны, развернув строительство кабаков по всей стране. А до того и крестьяне, и дворяне, и купцы выпивали только по торжественным случаям и праздникам и то весьма умеренно. Издавна строго соблюдался обычай для новобрачных – не брать в рот спиртного. Полностью запрещалось хмельное во время постов, в период проведения полевых работ. Даже когда встречали гостей, на стол обычно ставили пироги, чай, варенье. Есть и красноречивая статистика: в дореволюционной России абсолютными трезвенниками были 43 процента мужчин, 90 процентов женщин и 95 процентов юношей до 18 лет.

Увы, сейчас картина иная... Лишь, по официальным данным, законченных алкоголиков в стране 2,5 миллиона. Но реально их во много раз больше. В этом можно убедиться, оглядевшись вокруг. И потребление алкоголя на душу населения за последние 10 лет возросло с 8,5 литра до 16 литров в год. В этом мы теперь впереди планеты всей. Только вдумайтесь в эту цифру – 16 литров алкоголя на каждого! Это значит, что нация гибнет. Только два региона в мире сейчас несут угрожающие потери генофонда: Африка, пораженная СПИДом, и Россия, пораженная водкой.

– Как вы считаете, в чем главная причина той прогрессирующей алкоголизации россиян, которую мы сегодня наблюдаем? Ведь все мы свидетели того, что пьют сейчас не только многие мужчины, но и женщины. 15-16-летние подростки, отправляясь на дискотеку, обязательно прикладываются к бутылке...

– Это большой вопрос, требующий отдельного разговора. Ученые видят корни российского пьянства прежде всего в социальной неустроенности. Но, на мой взгляд, огромную роль играют и нравственная распущенность, душевная пустота. Как бы трудно и бедно ни жил человек, у него всегда есть возможность обойтись без алкоголя в решении любых проблем. В своих лекциях я обычно привожу по этому поводу высказывание Льва Толстого: "Алкоголь, под каким бы видом его ни употребляли, не дает ни здоровья, ни сил, ни теплоты, ни счастья. Он производит только зло".

Но устоять и не выпить человеку в наши дни очень нелегко. Вы посмотрите, что делается: спиртное сейчас – самый доступный товар. Оно бесконтрольно продается везде. Без бутылки не обходится ни одно застолье. В каждом фильме герои то и дело пьют. Стало нормой поднимать бокалы даже на официальных приемах.

– А как вы относитесь к пиву? Некоторые специалисты считают, что там, где пьют много пива, мало алкоголиков...

– В этом я единомышленник главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который причисляет пиво к алкогольным напиткам и осуждает тот пивной бум, что разгорелся у нас на телеэкране и в жизни. Назойливая реклама внушает молодежи, что лучшее времяпрепровождение – с бутылкой пива в руке. И они пьют на дискотеках, стадионах, концертных площадках и просто во дворах. Между тем пол-литра пива крепостью 5% равно 50 граммам водки, а крепостью 9% – 100 граммам. Неудивительно, что в Ставрополе нередки случаи, когда в больницы привозят подростков 12-14 лет с алкогольными отравлениями. И всякий раз выясняется, что они пили только "невинное" пиво. Недаром в США, например, пиво отпускают лишь с 18 лет. Вспомните, как недавно прошло сообщение, что полиция задержала несовершеннолетнюю дочь президента Буша за то, что она пила пиво в общественном месте. Жесткие ограничения по продаже этого напитка действуют и в Европе. У нас же – полная свобода! Прошлым летом весь Ставрополь был опутан сетью пивнушек, и никого не волновало, сколько молодых там сделали свой первый шаг к алкоголю...

– Что же делать? Снова объявить "полусухой" закон, как в 1985 году? Мы знаем, к чему это привело...

– Все вспоминают сумасшедшие очереди за водкой и вырубку виноградников. И никто – о том, что антиалкогольный закон дал тогда очень быстрый эффект: за два года его действия в стране родилось на миллион детей больше, чем раньше. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,5 года. Во многих семьях наступил покой: жены и дети впервые увидели трезвого мужа и отца. И вклады населения в сберкассах выросли на 45 миллиардов рублей. По большому счету, трезвость народа для государства выгоднее, чем продажа алкоголя.

А закрывали винные отделы в магазинах и выкорчевывали виноградники те, кто хотел выслужиться перед ЦК КПСС, и те, кто стремился искусственно вызвать недовольство народа. Придя к власти после свержения М. Горбачева, они показали свое истинное лицо, отменив госмонополию на производство и торговлю алкоголем и позволив наживаться на спаивании населения.

Я считаю, что настало время бить в набат: Россия из-за пьянства деградирует и вымирает. Только в нашем краевом наркологическом диспансере на учете состоят сейчас 40 тысяч человек, злоупотребляющих спиртным. А ведь это лишь малая часть реального количества алкоголиков. Нельзя и дальше спокойно взирать на то, как водка разрушает семьи, сиротит детей, порождает преступников. Надо возродить тот опыт, который был у нас накоплен в прежние десятилетия, использовать новые способы и методы борьбы за трезвую жизнь.

«И один в поле воин»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2002 года