06:00, 17 апреля 2002 года

Философ у мольберта

В далекие 70-е, когда я работала методистом по изобразительному искусству в Доме народного творчества, нам на краевую выставку принес свои работы В. Мананкин: пейзаж и картину, изображавшую группу инвалидов войны в ватниках, которые поминали на кладбище своих родных. Последняя вызвала небольшой скандал: "Как, - возмущались некоторые, – в наше советское время инвалиды одеты так плохо, сидят прямо на земле и вид у них мрачный, озлобленный – не может у нас такого в стране быть". А Володя (так тогда его все звали) оказался прав. Работу выставили и, может, в чьих-то чиновничьих сердцах пробудила она совесть... Ведь тогда инвалидам войны не полагалось ни особенных пенсий, ни льгот, и одеты они были бедно, а многие и попивали с горя. Льготы были получены позже, когда многих из них уже не было в живых.

Мы встретились с ним через 30 лет, когда у обоих поседели головы и много бурь житейских пронеслось над нами. В мастерской на чердаке чего только нет: эпические пейзажи, резьба по дереву, иконы, портреты... И все сделано мастерски, изобретательно, с размахом и силой творческой энергии.

– А знаете, – говорит Владимир Васильевич – у меня ведь интересная родословная. Например, брат моего деда жил в деревне КрапивнойТульской губернии, недалеко от Ясной Поляны, был священником в церкви, куда ходил Лев Николаевич Толстой! Мой дед, будучи стипендиатом Кропоткина, закончил несколько факультетов Ростовского университета, потом ра-ботал инженером-путейцем, в 1910 году организовал экспедицию в Междуречье Тигра и Евфрата. Мои дяди - Владимир и Константин Герасимовы – занимали видные посты при советской власти. Константин был начальником Московского уголовного розыска, а Владимир обучал в финскую войну ворошиловских стрелков снайперскому искусству. У всех них непростая судьба. Когда я вывесил в Москве их портреты – моментально раскупили.

Начиная с 80-х годов его работы охотно выставляют, в том числе и за границей. Особенный успех имеют философские темы, пейзажи. Сейчас выставка В. Мананкина путешествует по Австрии, Германии, Швейцарии в фургоне-передвижке.

В мастерской Владимира висит чудесный пейзаж "Воин радуги". Колышутся кудрявые розовые цветы, вдали горный ландшафт, в центре радуга, а под ней летит белый воин с жезлом и голубем. Фантазия? Оказывается, этот мотив автор почерпнул из мифологии северо-американских народностей, изобразив их божество управляющее движением ветра, гармонией атмосферных явлений.

Художник постоянно и напряженно размышляет о судьбах нашей страны. В пейзаже "Прошли хоперцы" узнаваемо Стрельбище недалеко от Сенгилея. Это история Ставрополя. Вот картина "Русь" – на ней гора в виде фигуры русского богатыря, которая "сторожит" границу с мусульманским миром. В гостиной дома художника я увидела замечательную по цветовому и композиционному решению "Дорогу аланов". Чтобы написать ее, автор путешествовал по Верхнему Архызу, побывал возле горы Софии, где проходил некогда Шелковый путь. Здесь он увидел эту дорогу, вымощенную крупными каменными плитами, по которой некогда шли торговые караваны аланов, везли шкуры, хлеб, мед, воск, древесину к Черному морю, чтобы далее на судах переправиться в Константинополь...

Несомненно, удачна также работа "Колокольня Ставропольского Казанского собора". Изображение подробное, скрупулезно выписаны мельчайшие архитектурно-декоративные детали. Картина производит мощное впечатление, имела успех на республиканских выставках. Вообще судьба не обделила художника знаками внимания. После окончания двух отделений заочного народного университета искусств им. Н. К. Крупской он заканчивает двухгодичную студию Николая Банаха во Львове. В 70-е годы получает много лауреатских званий как самодеятельный художник. В 80-90-е уже активно

работает наравне с профессионалами. Выставляется в Москве, в культурных центрах разных стран, получает признание.

Зрителей интересуют и его размышления на темы политико-философские – "Власть", "Глухой вечный гул". В картине "Власть" он поднимает вопрос о фетишизме современной политической жизни: люди поклоняются то царскому жезлу, то свастике, то кресту, и власть использует это, чтобы держать их в покорности. В "Глухом вечном гуле" звучит тема олигархии в нашей стране. Маленькие черные люди столпились у кроны дерева-женщины, олицетворяющей Русь, и раздумывают, как бы "оттяпать" от нее лакомый кусочек. Сентиментальные воспоминания о детстве выражены в картине "Скирда", в семейных портретах. Со скирдой связаны воспоминания о жизни в поселке Рыздвянном в 40-50-х годах, о том, как тайком ходили брать солому из скирды для своей единственной кормилицы-коровы, как возили на ослике кукурузу с огорода: жили скудно, но весело.

Надо сказать, Владимир Васильевич 25 лет преподавал в студии изобразительного искусства при ДНТ. Занимался культуризмом, вело- и радиоспортом. Изъездил весь Урал, побывал в Закавказье, Средней Азии, на Белом море. Круг его интересов широк. И все это отражается в его картинах.

С. БАРЕР, искусствовед, старший научный сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств
«Философ у мольберта»
Газета «Ставропольская правда»
17 апреля 2002 года