06:00, 12 апреля 2002 года

Она была "солнцем программы"

"...В программе вечера было много "гвоздей", но солнцем программы явилась гордость русского театра Мария Гавриловна Савина", – писала газета "Пятигорское эхо" о благотворительном вечере 28 мая 1911 года в Кисловодском курзале в пользу студенчества. "Биссирование и цветочные подношения", восторженные отклики прессы, переполненные залы – все это сопровождало каждое выступление на Кавказских Минеральных Водах великой русской драматической актрисы.

Савина в рекламе не нуждалась – одно только ее имя на афише собирало длинную очередь у дверей театра, вызывало "столпотворение вавилонское у кассы и в галерее", – сообщал пятигорский корреспондент.

Публикации о ее приезде, как бывало в те времена, помещались на первых страницах газет, среди рекламы кавказских танцев, "чертова колеса" и "Кольца счастья", конкурса... красивых дамских носиков и др.

В каждое посещение Кавказских Минеральных Вод Мария Гавриловна участвовала в благотворительных вечерах и спектаклях. Это была не только блестящая актриса, но и человек, остро чувствующий нужды других людей. Как известно, именно она основала убежище для престарелых артистов (ныне Дом ветеранов сцены), была первой русской актрисой, ставшей на путь достаточно широкой общественной деятельности. Она являлась одним из организаторов и председателей российского театрального общества.

Начинала М. Савина на провинциальной сцене в 15 лет, а уже в 20 лет она – актриса императорского Александринского театра, где прославилась в пьесах классического репертуара – Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Островского.

На Кавказские Минеральные Воды она приезжала для лечения, но всегда соглашалась выступить в нескольких спектаклях.

В июне 1910 года Савина приехала в Ессентуки. Здесь, в Ессентуках и в Пятигорске, она играла в двух спектаклях по пьесе Островского "Последняя жертва" и приняла участие в благотворительных вечерах. На спектакль 18 июня собрался весь город - ессентучане и приезжие. Рецензент местной газеты, характеризуя публику, писал о том, что "здесь и заезжие львицы, и офицеры с роковым взглядом, и столичные денди. Обращает на себя внимание красивая голова К. Станиславского" (В это же время в Ессентуках лечился Константин Сергеевич вместе со своей женой М. Лилиной, актрисой Художественного театра).

Известны строки из письма Станиславского Савиной после этого спектакля: "Спасибо за доставленное наслаждение. Ничто не может помешать вашему таланту сверкать и греть. Ни глупая публика, ни нелепый театр, ни дождь, стучавший в крышу".

Нелепый, с точки зрения великого режиссера, Ессентукский казенный театр подвергся также критике местного обозревателя, подписавшегося вычурным псевдонимом Сен-Бри. Сен-Бри упоминал, например, о недовольстве выходившей из театра публики, поскольку площадка у театра была погружена во тьму, и зрители, как водится, ругали местное начальство. Но здесь же, впрочем, не без красивостей г-н Сен-Бри писал: "В первом акте публику первых рядов напугал мышонок... Хотя это доставило возможность дамам показать ноги в изящных туфельках".

В 1910 году М. Савина в течение месяца выступила в нескольких спектаклях также в Пятигорске и Кисловодске. И везде зрителей покоряли простота и жизненность исполнения, удивительное чувство художественного такта, тонкий психологический анализ, ощущавшийся в каждой мелочи, в каждом штрихе, жесте.

Театральные критики сравнивали ее с феей из "Синей птицы" Метерлинка, которая вертит свой волшебный алмаз. "Повернет в одну сторону – мы плачем, в другую – и вот уже нет морщин на лице, и на душе весело и беззаботно...". Воистину – чудесный дар.

Выступив в начале века на местной сцене, М. Савина продемонстрировала всем, кому повезло побывать на этих спектаклях, действие своего "волшебного алмаза", ярко осветившего культурную жизнь отдаленной провинции.

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ
«Она была "солнцем программы"»
Газета «Ставропольская правда»
12 апреля 2002 года