06:00, 12 апреля 2002 года

Хранительницы Лукоморья

В начале года произошло, на мой взгляд, не совсем обычное, но и не случайное событие: проблемы воспитания подрастающего поколения рассматривались на заседании правительства под председательством президента. Поглощенное вопросами экономическими, политическими, социальными, руководство страны, наконец, поняло, что проблемы молодежи не менее важны. В частности, никакие затраты на силовые и правоохранительные структуры не восполнят пробелов в духовно-нравственном развитии детей.

Конечно же, проблемы эти заслуживают многостороннего обсуждения. Сегодня хотелось бы коснуться одного из аспектов – роли писателей и вообще людей творческих профессий в воспитании детей и юношества.

Среди членов Ставропольского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз российских писателей" - два детских поэта. Две женщины. Обе – пенсионного возраста. Ставропольчанка Татьяна Алексеевна Гонтарь и жительница Пятигорска Елена Ивановна Крылова.

Татьяна Гонтарь, включенная в 1999 году в число "замечательных людей города Ставрополя", не только поэт, но и художник мягкой игрушки, участник множества выставок, проходивших в краевом центре. И в настоящее время во многих библиотеках, школах и детских садах Ставрополя можно увидеть экспозиции подаренных ею этим учреждениям игрушек. В частности, в детской библиотеке, что на проспекте Октябрьской революции, размещены ее композиции "Динозавры", "У Лукоморья", "Чтение".

Т. Гонтарь – автор пяти стихотворных сборников, адресованных детям, а также звуковой и тактильной (воспринимаемой осязательно) книг для библиотеки слепых. Творя в условиях, когда нет квалифицированного редактора (редактором является сам автор, и это в наши дни, увы, стало нормой), она порою уязвима для критики. В то же время в лучших стихотворениях талант ее очевиден. Согласитесь, только несомненно талантливый человек мог написать, что муравей "подвернул шестую ножку". Другое стихотворение, где у ежика ворона украла ножик, заканчивается тоже весьма оригинально:

Припомнил ежик и понял,

Что ножик он про-во-ронил!

А вот картинка из "Белого танца февраля":

Приснилась весна февралю в понедельник.

Во сне он зеленый почувствовал страх.

Весна продиралась сквозь лапчатый ельник

С цветком голубым в изумрудных кудрях...

Тут и смысловая глубина, и языковые находки, и юмор, как в "Мухе", например:

Мухе летом тоже плохо:

З-зз-ной, ж-жж-жара, -

Если только з-зз-зазевался,

Про жу-жж-жание з-забудь.

Удачно большинство стихотворных загадок, включенных в сборники. Выступая перед детской аудиторией с чтением стихов, Татьяна Алексеевна также задает загадки и первым из отгадавших дарит игрушки собственного изготовления. Особым успехом почему-то пользуются маленькие мышки, говорит она.

Совершенно оригинально сочетание книги с игрушками под общим названием "Любимые друзья", выполненное Татьяной Гонтарь для слабовидящих детей и удостоенное грамоты на третьем всероссийском конкурсе на лучшее репродуцированное и рукодельное издание для детей с нарушениями зрения. Оно представляет собой книгу стихов, в которой страницы с одной сто-роны заполнены крупным печатным, а с другой – тактильным шрифтом по Брайлю, читаемым пальцами. В книгу входят циклы стихов о животных – "Козлик", "Кошечка", "Червячок", "Ежик", "Собачка", "Мышка". А прилагается к ней мешочек с мягкими игрушками, изображающими героев этих циклов. Сам мешочек снабжен аппликациями и надписями, которые слепые дети могут прочесть на ощупь. Все это сделано и с вдохновением, и с огромной любовью к детям.

На стихи Татьяны Гонтарь композитор Владимир Чернявский написал цикл песен и выпустил соответствующий сборник с нотами и текстом.

Для второй детской поэтессы, о которой я хочу рассказать, Елены Ивановны Крыловой особенно характерна приверженность юмору. Это прослеживается даже в названиях книг. Например, "Страна Смехохотания", "Смешок-хохотунчик".

Сильными сторонами творчества Елены Крыловой являются не столько отдельные строчки, сколько темы и идеи, которые она воплощает с большим или меньшим литературным успехом, но всегда изобретательно и метко с точки зрения именно детской психологии, детских интересов. Последнее обусловлено, вероятно, и тем, что Елена Ивановна много лет проработала в детских библиотеках, а также руководила кружком юных корреспондентов при Пятигорском Дворце пионеров и школьников. Из числа ее воспитанников десять человек стали профессиональными журналистами.

Сегодня так сложилось, что автор, если он не знаменит, должен сам заниматься продажей своих книг. Как правило, это делается для того, чтобы вернуть деньги, затраченные на издание, и накопить по возможности сумму, необходимую для выпуска следующей книги. О доходах речи нет. Книги распространяются во время выступлений в школах, детских садах, библиотеках. Вот некоторые цифры. В 2001 году Т. Гонтарь провела 38 встреч с читателями, а Е. Крылова за 28 лет устроила более 400 выступлений. Подвижнический труд, особенно если учесть, что в последние годы он осуществляется немолодыми и не очень здоровыми женщинами. Да, восторги юных слушателей и читателей согревают их сердца. Но и внимания со стороны общественности, а также административных органов они заслуживают большего, чем им оказывается. В частности, Елена Ивановна Крылова, которая в 2000 году отметила свое 70-летие, живет много лет в общежитии. Ходатайство Союза писателей о переселении ее в отдельную квартиру, направленное главе Пятигорска Ю. Васильеву, не нашло положительного отклика. Возникает вопрос: а у многих ли молодых людей при таком отношении к писателям возникнет желание ступить на писательскую стезю? Да еще такую душезатратную, как детская литература...

Семен ВАНЕТИК
«Хранительницы Лукоморья»
Газета «Ставропольская правда»
12 апреля 2002 года