06:00, 10 апреля 2002 года

Хотели перевернуть мир

В краевой суд поступили материалы уголовного дела, в котором в качестве обвиняемых представлены 17 человек – жители Ставропольского края и КЧР. Всем инкриминируется подготовка вооруженного захвата власти в Карачаево-Черкесии.

Сотрудники Генпрокуратуры России "вышли" на участников готовящегося переворота в ходе расследования обстоятельств террористических актов, совершенных 24 марта 2001 года одновременно в Минеральных Водах, Ессентуках и селении Адыге-Хабль КЧР. Напомню, тогда погибли 24 человека, более ста человек получили ранения.

Впервые о предотвращенном антиконституционном вооруженном перевороте в КЧР объявил прокурор России Владимир Устинов. Он сообщил, что сотрудникам спецслужб удалось задержать группу ваххабитов, которые собирались создать на территории Северного Кавказа новое мусульманское государство. Часть задержанных успела пройти обучение в одной из диверсионных школ Хаттаба, некоторые - повоевать на стороне боевиков в первую чеченскую кампанию. Вернувшись в КЧР, ваххабиты начали вести активную пропаганду и организовывать в селах так называемые джамааты – общины ваххабитов. ("СП" подробно писала об этом в номере за 24.11.01). Коротко же суть такова.

Своим центром сепаратисты избрали Усть-Джегуту КЧР, а их лидерами стали Хызыр Салпагаров и находящийся ныне в федеральном розыске Ачимез Гочияев (в Чечне он больше известен под кличкой Лис). Первый отвечал за идеологическую линию, второй – готовил диверсантов, склады с оружием, едой и так далее.

Вскоре ваххабиты стали объезжать города Северного Кавказа и искать своих сторонников, одновременно склоняя колеблющихся к своей вере. Сторонников оказалось не так уж мало. По замыслу заговорщиков, в один из дней представители различных джамаатов должны были объединиться, достать припрятанное оружие, боеприпасы и захватить власть в республике. Территории КЧР и Кабардино-Балкарии (ее тоже предполагалось вовлечь в вооруженный мятеж) и должны были стать основой нового исламского государства.

Кстати сказать, судьбы участников неудавшегося переворота складывались по-разному. "Ставропольская правда" подробно освещала судебный процесс над подопечными Лиса пятерыми жителями Карачаево-Черкесии – Асланом Бостановым, Маратом Бостановым, Муратбием Туганбаевым, Тауканом Французовым и Муратби Байрамуковым. Суд признал их виновными в подготовке к террактам на территории Ставропольского края, участии в незаконных вооруженных формированиях, незаконном хранении и ношении оружия и боеприпасов. На суде совершенно точно было установлено, что именно Ачимез Гочияев вывел эту группу через горы и кордоны федеральных войск в Карачаево-Черкесию. Именно ему удалось уйти буквально из-под носа правоохранительных органов. Приговор, вынесенный 14 ноября 2001 года пятерке карачаевцев, – от девяти до 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и конфискацией имущества.

Предстоящий судебный процесс, безусловно, обещает быть громким делом. Не случайно в целях безопасности он будет проходить (по крайней мере, так сообщают официальные источники) на территории следственного изолятора и в закрытом режиме.

«Хотели перевернуть мир»
Газета «Ставропольская правда»
10 апреля 2002 года