06:00, 9 апреля 2002 года

Умирать не больно?

Теперь можно было бы воскликнуть (с горечью, недоумением, восторгом, облегчением – нужное подчеркнуть): "Свершилось!". В первой из стран мирового сообщества – Нидерландах – вступил в силу закон об эвтаназии.

Слово это – греческого происхождения, и энциклопедические словари трактуют его так: "Намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий".

Можно было бы воскликнуть, если бы эта самая эвтаназия не существовала в Голландии реально уже почти 20 лет. В 1993 году она была законодательно исключена из числа уголовно наказуемых правонарушений. И в результате только за 2000 год в Нидерландах было зарегистрировано более двух тысяч случаев эвтаназии.

В ближайшее время ожидается, что такая "легкая" смерть будет разрешена также в Бельгии, Франции, Австралии и Великобритании.

Противники принятия закона заявляют, что эвтаназия недопустима прежде всего с религиозной точки зрения. Дескать, религия не позволяет добровольного ухода из жизни – человек должен испить всю чашу горестей до дна.

Также говорится и о том, что закон об эвтаназии открывает дорогу для потенциальных, но совершенно здоровых физически самоубийц. Но в том-то и дело, что принятый закон имеет четкие ограничения. Решение об уходе больного из жизни будут принимать несколько врачей и лишь в том случае, если болезнь неизлечима, а страдания больного невыносимы. За соблюдением закона будут следить правоохранительные органы, что пресечет поток "туристов-смертников", больных из других стран, надеющихся уйти из жизни в Голландии.

Тема, конечно, очень деликатная. И в России принятие подобного закона в ближайшее время вряд ли возможно. Хотя бы потому, что наши правоохранительные органы не в силах справиться и с обычной преступностью, в городах и весях России ежедневно гремят выстрелы наемных убийц, люди гибнут от совершенно непредставимых для цивилизованного мира причин – хотя бы от отравления некачественными спиртными напитками. А уж если станет возможной такой изощренный и практически недоказуемый способ избавиться от человека, наступит вообще полный беспредел. Хотя, кажется, он уже и так наступил...

Нечистоплотный врач, сейчас вымогающий из пациентов огромные суммы за пустяковые операции, вполне сможет подмахнуть бумажку с разрешением на эвтаназию любого требующегося лица, если ему в карман халата сунут конверт даже с не очень толстой пачкой американских (да и наших) "рублей".

Утверждения некоторых российских официальных и религиозных деятелей о том, что наши религия и многовековая культура в силу своей самобытности ни за что не допустят закона об эвтаназии, смешны и не выдерживают никакой критики. Опять, получается, "мы - единственные и неповторимые, мы цивилизованные, а остальные - дикари"? Самым обычным шовинизмом попахивает. Не надоело еще? Хочется ответить, как в старом анекдоте: "Если мы такие умные, то почему до сих пор не богатые?"

Так что религиозные и светские мотивы, хотя и выглядят на первый взгляд солидно, – не главное в этом вопросе. А главное – тотальная криминализация нашего общества, неспособность властей справиться с этой бедой. Как и со многими другими. Вот почему наши неизлечимые больные будут мучаться и дальше, не имея возможности купить себе лекарств, хотя бы уменьшающих их мучения или для того, чтобы уйти из опостылевшей жизни без боли и печали. Закон в обозримом будущем вряд ли примут. Хотя мы ведь народ самобытный, непредсказуемый, особенно наши законодатели. Можем в пику всему миру и сделать такую глупость...

В. СИДОРОВ
«Умирать не больно?»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2002 года