06:00, 9 апреля 2002 года

Полковая тяжба

Старшина милиции предъявил судебный иск командованию спецполка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД СК и... проиграл

Вообще-то, требования А. Строганова, содержавшиеся в исковом заявлении, были не такими уж и жесткими. Всего-навсего он добивался от командования полка, чтобы "исправили" формулировку о причине его увольнения (по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации). Плюс к этому Алексей настаивал, чтобы изменили выводы аттестации: дескать, два с лишним года служил почти что безупречно, благодарности и премии получал, а когда начались нелады с командиром полка, попал в "черный список" и подвергся преследованиям...

Честное слово, не позавидовал на заседании федеральному судье Ивану Юрину: кипу бумаг пришлось "перелопатить", массу доводов выслушать. "Гражданское" дело заняло столько времени, что под стать иным уголовным. Хотя суть, мне кажется, довольно проста.

Представьте себе ситуацию. Верхний рынок. Далеко за полночь. На полосе движения, предназначенной для пассажирского транспорта, более десятка грузовых и "полугрузовых" (типа "Газель") автомобилей со спящими в них водителями. А вдоль этой колонны важно шествует милиционер. Стучит по крышам кабин милицейским жезлом и "собирает" документы. В отличие от водителей сна – ни в одном глазу. Страж правопорядка поочередно приглашает провинившихся в машину ДПС и "взыскивает" у кого что есть: от тридцати до ста пятидесяти рублей. Протоколов, естественно, не составляет...

Об этом вопиющем случае впервые услышал не на суде, а на совещании в УГИБДД ГУВД СК, где начальник этого Управления полковник Борис Булгаков рассказывал присутствовавшим о "верхнерынковской" эпопее своих подчиненных.

– Позор! – так прокомментировал случившееся старший офицер.

А вот зачинщик и исполнитель "мероприятия" Алексей Строганов видит случившееся в совсем ином свете. На заседании суда он подчеркнул, что досматривал груз и проверял документы в соответствии с распоряжениями начальства и едва ли не награды за это достоин. Я даже почти сочувствовать ему начал. Но тут вмешался юрист спецполка майор Виктор Дондуков, попросил вчерашнего старшину перечислить основные требования приказов МВД, регламентирующие работу дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Молчал экс-старшина. Только после подсказки адвоката с трудом выдавил, что на водителей-нарушителей протоколы надо было бы составить. Оказалось, не только в этот раз. Были у Строганова и другие случаи, когда он по каким-то причинам пренебрегал документированием фактов почти криминального характера. К примеру, еще в позапрошлом году на улице Заводской краевого центра остановил старшина управлявшего "шестеркой" некоего гражданина Д. Коннова, от которого явно исходил запах алкоголя. И предложил ему (во избежание неприятностей) уплатить ни много ни мало – две с половиной тысячи рублей.

Уверив инспектора, что пойдет за указанной суммой, Коннов сбежал, обратившись почти сразу же в Управление службы безопасности ГУВД СК с жалобой на незаконные действия инспектора, а Строганов так и не умудрился официально доложить о случившемся своему непосредственному начальству. Или и впрямь денег не вымогал?

В ходе судебного заседания и сам Строганов, и его адвокат неоднократно говорили о высоком профессионализме истца. Но у меня лично сложилось несколько иное впечатление. Чтобы не быть голословным, приведу, сохраняя орфографию, несколько строк из письменного объяснения старшины по тому самому злополучному случаю на Верхнем рынке.

"...Досмотрев поверхностно данные а/м и обнаружив в них битком забитую сельхоз продукцию..., я привел водителей с документоми для проверки по компьютору...".

Думаю, дальше цитировать не имеет смысла: данные перлы не обезображены печатью грамотности и интеллигентности. И если бы бывшему старшине пришлось сейчас сдавать экзамены даже на право управления автомобилем, он, на мой взгляд, вряд ли выдержал бы испытание и с третьего раза. А ведь работал, подчеркнем, инспектором ДПС. Кому он только не "вправлял" мозги – и профессорам, и кандидатам наук, и нашему брату-журналисту. А как же - человек при жезле и при погонах...

Нет, ни в коем случае не собираюсь бросить камень в огород руководства спецполка ДПС ГИБДД: здесь берут в штат тот контингент, который имеется в наличии: зарплата у инспекторов почти что смехотворная, высокоподготовленный человек на нее вряд ли польстится; к тому же нынче из остановленного для проверки автомобиля не документы могут предъявить, а ствол автомата или пистолета. Кадровики полка рассчитывают, что новобранец со временем "оботрется", освоит необходимые инструкции, приказы и наставления, научится быть вежливым при обращении с водителями, приобретет необходимую пунктуальность.

Со многими так и получается. Но Алексей Строганов оказался в числе немногих исключений. На его действия (особенно после окончания второго года службы в ДПС) градом сыпались жалобы граждан. Старшина начал систематически опаздывать на работу, мотивируя это в объяснительных записках начальству тривиальным "проспал". А проверяющим было весьма сложно обнаружить его экипаж на заданном маршруте, ибо он там попросту отсутствовал...

Вообще-то, и командование спецполка ГИБДД можно кое в чем обвинить. Например, в излишней мягкотелости. После каждого "проспал" незадачливому старшине, наверное, следовало объявлять выговор, чтобы впредь неповадно было. Но командир и его заместители, похоже, исходили из человеколюбивых позиций: взыскание автоматически влечет за собой лишение премий и иных льгот – "жаль мужика"...

Чашу терпения переполнил случай, когда милицейский жезл после полуночи пробарабанил по кабинам машин со спящими водителями. Срочно была созвана аттестационная комиссия, члены которой единогласно приняли решение о том, что по причине "недостаточной квалификации" Строганов не соответствует занимаемой должности. Это означало, что через два месяца его уволят по соответствующей статье с пунктом "к" – служебное несоответствие.

Алексей решил упредить события и до истечения этих двух месяцев подал рапорт об увольнении по собственному желанию. Ему (опять-таки из сострадания) пошли навстречу. Однако уже через неделю Строганов отзывает предыдущий рапорт: мол, если "простили", то почему в прежней должности не могут восстановить?

Тут уж стало не до жалости, и 22 октября минувшего года вышел приказ об увольнении старшины милиции Строганова А.Г. по тому самому пункту "к". Алексей обиделся и подал в суд. Разбирательство длилось не один месяц.

Повторюсь, позавидовал терпению и въедливости федерального судьи Ивана Юрина: какую работу пришлось проделать, прежде чем он произнес фразу "В иске отказать".

А если бы наоборот?

Жезлом по кабинам машин Строганов, наверное, уже бы не стучал. Но вполне мог бы оказаться на месте инспектора ДПС, который не остановил водителя, едва не сбившего меня при переходе улицы Ленина на зеленый сигнал светофора.

Знаете, что он ответил на вполне обоснованный упрек?

– А на зеленый свет беспрепятственно могут проходить только колонны людей...

Что тут добавить? Похоже, взять в ГИБДД человека с "компьютором" гораздо проще, чем потом от него избавиться.

P.S. Как раз о том, чтобы избавиться от человека с "неправедным жезлом", и зашла у нас речь с командованием спецполка ДПС ГИБДД ГУВД СК г. Ставрополя.

Принципиальная позиция ГУВД СК, УГИБДД и спецполка ДПС - очиститься от взяточников, разгильдяев и грубиянов, которые могут "проспать" не только личный авторитет, но и авторитет всей ставропольской милиции.

«Полковая тяжба»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2002 года