06:00, 1 апреля 2002 года

Возьмите нашу крышу под свою

Второго февраля "Ставропольская правда" в материале "Чьи вы, братцы, будете?" рассказала о доме в Михайловске, пострадавшем от ветра 30 января: на здании, в котором проживают семьи вынужденных переселенцев, снесло часть крыши. В момент публикации материала никакие ремонтные работы в этой четырехэтажке не велись. Причина была простая: жилище не состояло на балансе города, и соответственно муниципальное образование ничем ему не было обязано. А то ведомство, которое должно было предпринять действия, а именно Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, на чьем балансе и висел дом, средств на ремонт не имело – не закладывалось в его функции финансирование содержания этого подведомственного жилья. И хотя в помощи и без того обездолленным людям напрямую никто не отказывал, крыша стояла развороченная...

В течение двух месяцев мы поддерживали связь с жильцами этого несчастного дома. За это время они побывали во многих начальственных кабинетах. Чуть ли не в шок повергло их заявление Шпаковской прокуратуры, куда они обращались с жалобой и просьбой помочь перейти на баланс города. В ответе им сообщалось, что поскольку их дом "является частной собственностью товарищества собственников жилья ТСЖ "Клен", то ремонтно-восстановительные работы должны выполняться своими силами и за собственные средства товарищества". И во сне не приснилось жильцам, что у них есть такое товарищество, будь то "клен" или, скажем, "ясень". После повторного обращения в прокуратуру выяснилось, что сей ответ – недоразумение. Второй ответ тоже ничем жильцов не утешил. Короче, пообивав пороги, они поняли: куда ни кинь – всюду клин.

Когда наша собеседница, проживающая в этом доме, Татьяна Хомутова рассказала, что крыша все же залатана, радости в ее голосе было мало. А почему? А потому, что небогатые семьи скинулись по кругу и сами заплатили за ремонт. Но пришлось бы раскошелиться куда больше, если бы все- таки им не помог единственный человек, о котором они тепло отзываются, – глава Михайловска Александр Лунин. Благодаря ему был выделен шифер, которым и покрыли крышу. Казалось бы, вот и благополучный исход истории. Но на самом деле ее конца еще совсем не видно. Если завтра, не дай бог, опять нагрянет ураган и в доме N 5 по разъезду Красному вновь снесет крышу, приключится что-то с трубами или иное какое несчастье, то жильцам вновь придется идти с шапкой по кругу. Будет ли и на этот раз город так же участлив, неизвестно – своих дыр хватает.

А что же территориальный орган Минфедерации в нашем крае ? Ведь как ни крути, а дом-то его.

В прошлую нашу беседу заместитель руководителя тероргана Виктор Джуль сказал, что письма с просьбой выделить средства на ремонт уже направлены в Москву в Минфедерации. В минувший четверг мы поинтересовались у Виктора Владимировича: каков результат этих посланий? Разговор наш вышел какой-то вялый: собеседник на вопросы отвечал неохотно. Правда, удалось выяснить, что в Москве чего-то пообещали. Но, когда это обещанное поступит в край, неизвестно. Писать же о том, что граждане отремонтировали дом за свой счет, мне вообще не рекомендовали: "в противном случае мы не сможем им вернуть затраченные средства". Этот совет В. Джуль аргументировал тем, что, мол, нет такой статьи у Минфедерации, чтоб ремонты проводить.

Вот ситуация: статьи нет, а дом есть, и его содержать надо! И таких домов, кстати, построенных за счет выделенных государством средств на обустройство вынужденных переселенцев и беженцев, по краю не один. И проблем у них, наверное, тоже хватает. Правда, некоторые из них уже взяты на баланс муниципальных образований. Жильцы других приватизировали квартиры и создали товарищества собственников жилья и соответственно свои проблемы теперь решают сами. Вот и правильно, чего ждать погоды у моря?

А что же жильцы по разъезду Красному – такие противные, никак не хотят отвязаться от министерства? Хотят и еще как. Только не жаждет город взять их к себе: уж больно мороки много. К качеству постройки здания претензии имеются, это косвенно признает и В. Джуль. Он упомянул в разговоре, что дом закладывался еще в 1994 году в бытность миграционной службы. Как составлялась проектно-сметная документация, как велось строительство, как расходовались средства, теперь мало кто знает... А сами жильцы и до сих пор недоумевают: зачем вообще было создавать проблемы с постройкой отдельного жилья? Ведь за те огромные деньги, что были вложены в строительство дома, которому нет еще и четырех лет, но на нем от порыва ветра сносит крышу, а в подвале уже текут трубы, можно было купить обычные квартиры. И расселить туда больше людей... И не чувствовали бы они себя какими-то резервантами, а давно интегрировались бы в местное общество...

Как же быть теперь людям, которых судьба и так уже достаточно потрепала? Говорят, они теперь задумываются над тем, чтобы квартиры приватизировать и создать свое товарищество собственников жилья. Но тогда все содержание их недоделанного дома они взвалят на себя, и помощи ждать будет уже неоткуда. А судя по тому, что их жилище высоким качеством не отличается, проблем окажется немало. Смогут ли они решить их самостоятельно – большой вопрос. Так и будут мыкаться в доме, что с "барского плеча" построило государство.

– У нас, наверное, другого выхода нет. Кому мы нужны , кто нами будет заниматься ? В Минфедерации рады спихнуть нас куда угодно. Сейчас идет реорганизация. И до нас ли чиновникам, озабоченным тем, чтоб удержаться в кресле?- вот так высказалась одна из жильцов этого михайловского дома.

Выход, в принципе, есть еще один – перейти под крыло МВД, куда и передаст их, реорганизовавшись, Минфедерации. Но вот только, как справедливо полагают переселенцы, нужно ли милиции это ярмо на шее? И откуда она возьмет средства, чтобы залатывать чужие огрехи?

P. S. Когда материал уже сдавался в печать, мы попытались уточнить точное число домов в крае, построенных для вынужденных переселенцев за государственный счет и числящихся за Минфедерации. И вот тут наконец-то выяснилась прелюбопытнейшая деталь. Начальник отдела по обустройству вынужденных переселенцев территориального органа Минфедерации в крае Виктор Кочергин сообщил нам, что на самом деле на балансе министерства никаких беженских домов нет. Есть только квартиры в тех зданиях, которых когда-то строила для переселенцев миграционная служба. Вот такой интересный финал: нет дома – нет проблемы...

«Возьмите нашу крышу под свою»
Газета «Ставропольская правда»
1 апреля 2002 года