06:00, 30 марта 2002 года

Почти как у Джека Лондона

Есть у великого американского писателя рассказ, в котором просто зафиксирован кусок чьей-то жизни. Примерно в такой ситуации побывали на днях ставропольские спасатели.

Все началось со школьницы: вернувшись домой, она не смогла открыть металлическую тамбурную дверь (это то самое сооружение, которое возводят во многих подъездах, отделяя от лестничной клетки пару квартир), а потому к делу привлекли спасателей. Помогая попавшему в беду человеку, они еще не знали, что становятся участниками грандиозного шоу местного значения.

Выяснилось, что дверь не открывалась потому, что соседка - почтенного возраста женщина – не вытащила ключ изнутри. Это породило предположение – все ли нормально с пожилой дамой? И спасатели начали звонить и стучать в дверь ее квартиры. Ответа не было, тем не менее – слышались какие-то звуки. Появилось предположение, что за этой дверью не все в порядке, а потому вызвали милицию и приняли решение в присутствии представителя органов правопорядка вскрыть вход в жилье старушки. Но стоило только приступить – дверь открыла сама хозяйка: живая, здоровая, но какая-то настороженная.

Не исключая возможности того, что бабушка кем-то контролируется изнутри, милиционер настоял на разрешении войти в квартиру. В чистеньком однокомнатном жилье не было никого, а вот на балконе обнаружилась дама кавказской внешности, которая, увидев, что игра в прятки завершилась не в ее пользу, артистически заламывая руки, начала истерически выкрикивать с пятого этажа что-то вроде: "Спасите! Помогите! Остановите беспредел, лезут в квартиру!..".

На резонный вопрос – кто она такая есть и почему тут - прятальщица заявила, что она, дескать, старушкина духовная сестра, здесь вершится религиозное таинство общения, а потому – пошли вон!

Милиционер попросил представить документы. Их не оказалось.

Пока старушка потихоньку рассказывала спасателям, что эта женщина не разрешала ей открывать дверь, бездокументная гостья громогласно изложила душещипательную историю о том, что у нее ко всему прочему в семье конфликт, и она опасается гневного мужа, который ее ищет, чтобы бог знает что с ней сотворить.

Все оказались в некотором замешательстве, кроме представителя милиции, который предложил пройти в отделение, дабы оперативно установить личность. Это предложение вызвало град ругательств, угроз, гневных тирад и немедленный бросок к телефону, по которому срочно вызывается дочь с документами и... телевидением!

Явление дочерей (да-да – сначала одной, а затем – второй) ознаменовалось мелодичными трелями двух сотовых телефонов, пикировкой с милицией в дверях и воплями мамаши: "Срочно звоните папе!". В мгновение ока недавняя жертва семейного скандала переквалифицировалась в послушную супругу, которой срочно требуется мужнина поддержка.

Дав указание агрессивным дочуркам, старушкина гостья продолжила психологическую атаку на милицию и спасателей, пересыпая откровенную брань разными фамилиями якобы ее знакомых "больших людей" и угрозами, что "сейчас сюда приедут и со всеми разберутся". В ответ милиция вызывает усиление в виде наряда ОМОНа. На лестничной площадке скапливается народ, который отнюдь не безмолвствует...

В это время старушке становится плохо. К ней пробирается врач спасателей, обходя рухнувшую на колени даму, истерично провозглашающую, что все это – испытание от Бога. Врач просит всех удалиться от пациентки. С трудом удается вытеснить толпу из комнаты. На кухне порядком утомившаяся от разыгранных сцен "гостья" просит попить. Но, взяв емкость с водой, она неожиданно опрокидывает ее на себя и устраивает новую истерику со вздыманием рук и призывами заковать ее в наручники.

Все это спасатели фиксируют видеокамерой, как и попытки одной из дочерей бросаться на оператора и демонстрировать в объектив неприличные жесты. Тем временем от милицейского руководства поступает команда: действовать в соответствии с законодательством и если хозяйка квартиры попросит удалить гостью-то вывести. Старушка при-нимает иное решение – просит ее остаться. Та моментально сбрасывает личину жертвы и, мгновенно войдя в роль хозяйки, выдворяет всех из помещения. В квартире остается только она, две ее дочери да старушка...

Вот и все. Что кроется за этим суматошным куском жизни пожилой квартиросъемщицы, а также "духовной сестры" с дочерьми - неизвестно. Каким будет продолжение и узнаем ли мы о нем – тоже не ясно. Но радует, что одним из участников события был местный участковый. Так что есть надежда, что он присмотрит за этой квартирой и ее законной жительницей.

* * *

В Ставрополе выявлены преступно действовавшие члены религиозной секты пятидесятников, принуждавшие одиноко проживающих в городе престарелых завещать им квартиры.

Выявилось это, когда к бригаде спасателей обратилась работница городского отдела социальной помощи престарелым, взволнованная тем, что обслуживаемая ею 80-летняя бабушка на стук в закрытую изнутри дверь не отзывается. По прибытии спасателей по указанному адресу выяснилось, что вместе с бабушкой в квартире находилась еще одна женщина, которая и запрещала открывать дверь, отзываться на стук.

Правоохранительные органы установили, что эта женщина – член секты пятидесятников. Некоторое время назад сектантка мошенническим путем, под предлогом обеспечения "пожизненного ухода" уговорила бабушку подписать ей дарственную на квартиру. Пожизненный уход превратился в настоящее заключение.

Оказалось, что такие случаи мошенничества в Ставрополе не единичны.

Наталья СТЕБЛЯНСКАЯ, пресс-секретарь Ставропольской службы спасения. Михаил Цыбулько, корреспондент
«Почти как у Джека Лондона»
Газета «Ставропольская правда»
30 марта 2002 года