06:00, 20 марта 2002 года

Куда зовут имамы?

В Каясуле решением старейшин избран новый имам. Прежний духовный лидер, которого считают причиной религиозных раздоров в селе, подал в отставку.

Это во многом знаковое событие как для всего многонационального Ставрополья, так и для мусульманской общины края. По традиции, имамы в ставропольские мечети назначаются духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Но события, взбудоражившие в последние годы восточные районы Ставрополья (к которым оказались причастны и некоторые духовные "вожди"), заставили жителей сел взять бразды правления в свои руки.

В Нефтекумском и Степновском районах насчитывается 10 мечетей, это третья часть от всех действующих в крае. Строить и открывать их на своей территории помогали районные и местные власти. Считали, пусть мусульмане приобщаются к вере, учатся добру, терпению, уважению друг к другу и всему обществу. Однако вскоре в некоторых селах и аулах Нефтекумского района среди сторонников ислама начались раздоры между представителями старшего поколения и молодыми верующими. Их катализаторами часто становились назначенные духовным управлением КЧР и Ставропольского края имамы. Привнесенные ими нововведения в толковании Корана, исполнении обрядов и обычаев привели к тому, что старики, например, перестали посещать мечеть в Каясуле. Раздражения и возмущения в адрес имама селяне уже не могли сдержать, когда узнали, что молодые верующие, посещавшие мечеть, оказались в рядах незаконных бандформирований в Чечне.

Сегодня во многих ногайских семьях родители задаются вопросом: где наши сыновья? Некоторые узнают, что их дети погибли. Другие - амнистированы, но их не оставляют в покое правоохранительные органы, ведущие расследование по нападению чеченцев и примкнувших к ним ногайцев на селения Новолакского и Ботлихского районов Дагестана. Часть бывших боевиков, находившихся до последнего времени дома, видя, что прошлое не забыто, подалась в бега. Такой печальный расклад получился в итоге.

Выводы? Они очевидны для каждого в Каясуле, где не скрывают, что считают имама местной мечети причастным к вовлечению молодежи в ряды ваххабитов, противоправным действиям. Учитывая предысторию, состоявшееся в конце прошлой недели собрание старейшин села не было многословным. Сельчане приняли отставку имама М. Заракаева и избрали нового – Т. Шураева, человека умудренного, в совершенстве знающего Коран, уважаемого в Каясуле.

По имеющейся информации, подобные намерения сменить духовных вождей ставропольские мусульмане собираются реализовать также и в других населенных пунктах, где молодые проповедники ведут своих воспитанников явно не в том направлении. Как сказал глава Каясулинского муниципального образования С. Джентемиров, чтобы там ни предписывало управление духовенства, жители пришли к мнению, что имамы должны не назначаться, а выбираться народом, и перед обществом отвечать за духовное воспитание мусульман.

Кстати, в своей позиции глава не одинок. Разговоры об ответственности религиозных пастырей идут давно. В качестве одного из механизмов такой ответственности в свое время ставропольские мусульмане предлагали создать, например, собственное духовное управление в крае.

Анна ЛУПАШКО, Елена РЫБАЛКО
«Куда зовут имамы?»
Газета «Ставропольская правда»
20 марта 2002 года