06:00, 7 марта 2002 года

"Утоли моя печали"

– так называется икона, почитание которой у жителей казачьих станиц выливалось в своеобразный Бабий день

В далеком прошлом, задолго до провозглашения 8 марта официальным Международным женским днем, в российских селениях были особые праздники, где участницами могли быть только представительницы прекрасной половины общества.

Девичий праздник под названием Семик приходился на период весеннего пробуждения земли, когда природа первозданно чиста и обаятельно нежна. По языческим поверьям, Богиня Весны в это время одерживает победу над темными силами зимы. Это событие шумно отмечалось на Троицкой или "Семицкой" неделе общенародными игрищами, в домах все украшалось зеленью и цветами. А девушки в деревнях в праздничный день отправлялись в рощу, на берег реки, чтобы петь там песни, играть и пировать. С собой они приносили приготовленные лакомства, лепешки, пирожки. В это время добрые молодцы присматривали себе невест, издали наблюдая за танцующими в хороводе девушками. Красные девицы плели венки из первых полевых цветов, вешали их на березки и загадывали свою судьбу, а в Троицын день венки бросали в воду.

В станице Ардонской Терской области каждую зиму 25 января отмечался бабий праздник. Он был связан с почитанием иконы "Утоли моя печали", благодаря ее чудодейственной силе, как считали станичники, прекратилась одна из страшных эпидемий, унесшая жизни многих людей. Готовиться к этой дате начинали за две недели. Из каждого дома собирали продукты для праздничного стола, который устанавливали в ограде церкви. По традиции туда приходили только женщины. В бабий праздник чудодейственную икону носили по домам с надеждой на исцеление больных. Считалось, что она отгоняет от людей и скота злые силы.

На какой бы праздник ни отправлялись женщины, они старались использовать его как повод на других посмотреть и себя показать. Одевались по возможности нарядно и пышно, ведь по российским представлениям о женской красоте неприлично было выглядеть худосочной и бледной. Вот поэтому, чтобы выглядеть полнее, "всех румяней и белее", следовало потрудиться над своим образом. Костюмы шили со множеством складочек и сборочек, порой приходилось надевать даже по нескольку нижних юбок, зимой стеганных на вате, дабы придать ему необходимый объем. Личико становилось белым, после того как его припудривали мукой мелкого помола. А если недостаточно было естественного румянца на лице, то его можно было усилить, натерев ланиты свеклой или привязав на ночь к щекам парную говядину... Красота требует жертв – так считали женщины во все времена.

Алла АКОПЬЯН, старший научный сотрудник Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве
«"Утоли моя печали"»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2002 года