06:00, 28 февраля 2002 года

Судный день – первое июля

Эта дата была названа в одном из выступлений на заседании краевого Совета по экономической и общественной безопасности при рассмотрении вопроса о состоянии и перспективах социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению из рядов Вооруженных сил, и членов их семей. Но обо всем – по порядку.

Председательствовал на Совбезе губернатор. Именно А. Черногоров, открывая заседание, и акцентировал внимание собравшихся (в работе принимали участие депутаты ГДСК во главе с ее председателем Ю. Гонтарем, представители федеральных органов исполнительной власти, силовых структур, общественных организаций) на исключительной важности государственного подхода к социальной поддержке увольняемых и уже уволенных в запас военнослужащих, а также членов их семей. Данная тема не впервые привлекает внимание краевого Совбеза – этот вопрос уже рассматривался в октябре 1998 и в сентябре 2000 годов.

Актуальность проблемы для Ставрополья обуславливается в первую очередь геополитическим положением края, как форпоста России на юге, а также насыщенностью региона воинскими частями (их более 200). Добавим к этому неоспоримый факт: если собрать в одно место всех уволенных в запас офицеров и прапорщиков с чадами и домочадцами, то получим численность, превосходящую население такого города, как Невинномысск. Реформирование (читай – сокращение) армии еще более пополнит этот контингент и обострит проблемы, главной из которых является именно социальная адаптация людей в погонах к гражданской жизни. Для того чтобы она проходила "штатно" требуется как минимум две составляющие: жилье и востребованность.

Да, принято достаточное количество федеральных нормативных актов, в том числе о льготах и гарантиях тем, кто большую часть жизни отдал воинскому долгу, существует федеральная программа "Государственные жилищные сертификаты", изданы соответствующие документы на краевом уровне, но...

Край в который раз поставлен в ситуацию отвечающего за обещания Москвы. Государственные программы должны финансироваться за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Однако, на деле, частично профинансировав эти мероприятия, правительство России фактически переложило всю материальную ответственность на территории, которые не располагают подобными средствами. В итоге общая задолженность воинских частей и учреждений предприятиям и организациям края за коммунальные услуги, строительные работы, поставки продовольствия, использование земельных участков и так далее на начало месяца составляла более одного миллиарда рублей, что серьезно сказывается на экономике края. При этом более трех тысяч военнослужащих не обеспечены жильем, квартирная очередь уволенных в запас подбирается к этому же числу.

Не решены вопросы социальной защиты участников чеченских кампаний. Особенно это касается семей погибших военнослужащих (320 человек пали в боях) и тех, кто получил тяжелые ранения и увечья в ходе боевых действий (1500 военнослужащих). Государство до сих пор не удосужилось официально приравнять их по статусу хотя бы к ветеранам афганской кампании, не говоря уже о воинах Великой Отечественной войны.

И еще одно: с началом второго полугодия перестает действовать подавляющее большинство льгот для людей в погонах, но уже сегодня видно, что планируемая денежная компенсация их не заменит. Так что говорить о грядущем повышении уровня жизни военных не приходится. Скорее, следует ожидать резкого прироста ушедших в запас офицеров и прапорщиков.

Вторым вопросом повестки дня рассмотрены проблемы экономической безопасности в основополагающей отрасли краевой экономики – в агропромышленном комплексе. Именно отсюда поступает 40 процентов налоговых отчислений в бюджет, здесь формируется 45 процентов валового регионального продукта и 70 процентов потребительских товаров для населения.

Да, в последние годы удалось несколько стабилизировать положение дел в этой сфере, включая рекордный урожай зерна в прошлом году. Тем не менее Александр Черногоров подчеркнул в своем выступлении справедливость замечаний комиссии Южного федерального округа и отметил, что положение в сельском хозяйстве края продолжает оставаться сложным, а минсельхоз пока не смог найти эффективных решений в деле формирования рациональной модели АПК.

Одной из главных проблем сельскохозяйственного комплекса является износ техники. Неблагополучно обстоят дела с сохранностью урожая и его реализацией: Ставрополье наводнено фирмами-однодневками, которые скупают выращенное, уклоняясь от уплаты налогов. Имеется масса нерентабельных и просто убыточных хозяйств. При этом процедура банкротства дала положительный результат всего в нескольких случаях, зато имеется конкретная информация, что некоторые банкротства были преднамеренными.

Совет безопасности указал соответствующим структурам на необходимость еще более серьезного внимания к экономическим правонарушениям на селе.

Когда более чем трехчасовое заседание близилось к завершению, губернатор Ставропольского края высказался о необходимости всерьез взяться за рынки: следует окоротить перекупщиков, дав возможность производителям торговать своей продукцией без посредников Необходимо также добиться, чтобы налоговые поступления от этих предприятий соответствовали проходящим через них средствам. Было также предложено продумать процесс реанимирования на современном уровне шефства города над селом. Например – в вопросах взаимопоставок по договорам, инвестирования в сельское хозяйство.

Резюмируя результаты работы Совбеза, можно сказать, что Ставрополье готово и далее помогать армии в ее проблемах, но федеральному центру пора осознать, что край более не в состоянии оставаться один на один с проблемой. Что касается ситуации на селе, то власти края полны решимости обеспечить необходимый уровень экономической безопасности в АПК, решительно противоборствовать правонарушениям в этой отрасли и имеет твердые намерения оздоровить ситуацию в сельском хозяйстве.

«Судный день – первое июля»
Газета «Ставропольская правда»
28 февраля 2002 года