06:00, 28 февраля 2002 года

Новобранцы армии беспризорных

Эдуард КОРНИЕНКО (фото)

...Одно из ранних детских воспоминаний. Мальчишка-сосед, постоянно ночующий у батареи на лестничной клетке. Вечно полуголодный, оборванный – сын родителей-алкоголиков. Вспоминая его историю, всегда думаю: кем же он стал? Обозлился на весь свет и на свою судьбу или сумел выдержать такой удар?

Двадцать лет назад подобные истории были весьма редки в нашем советском обществе. Детей старались спасти, никто не мог пройти мимо одиноко сидящего на улице ребенка. С нерадивыми родителями боролись всем миром. Нынче все по-другому. Уже мало кого удивляет грязный, оборванный мальчишка с голодными глазами, идущий по городу чуть не за полночь. Мы спешим поскорее пройти мимо него, а то не дай Бог еще пристанет со своим: "Дяденька (тетенька), дай денег!".

Увы, попрошайничество и воровство – практически единственные источники существования бродяжек. И еще хорошо, если беспризорники промышляют первым. Второе – неизмеримо хуже. Но в обоих случаях эти дети – потенциальные клиенты Центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Их в нашем крае - всего два. В Ставрополе и в Минеральных Водах. Мы решили побывать в Минераловодском и посмотреть на все своими глазами.

Миг между прошлым и будущим

История этого ЦВИНПа как нельзя лучше отражает отношение власти и государства к проблеме беспризорности. Во времена социализма считалось, что сирот, брошенных, никому не нужных детей быть не должно. Мы строим, дескать, новое государство и общество. Если признать, что они были, значит, согласиться, что в государстве и обществе происходит что-то не совсем правильное. И тогда "проблемных" детей стали отправлять с глаз долой – в специнтернаты. Ситуация 90-х годов, когда бродяжки стали переполнять города, заставила несколько иначе взглянуть на эту проблему.

Нынешний Минераловодский ЦВИНП УВД на КМВ ведет свое начало с 1937 года. Располагался он в живописнейшем местечке курортной зоны Пятигорска.

В 1993 году в срочном порядке, аврально, за два дня приемник-распределитель со всеми содержащимися там детьми, сотрудниками, скарбом переводят в Минеральные Воды. Решение обжалованию не подлежало. А следовало бы. Ведь детей поместили в приемник-распределитель для взрослых, кое-как отделив первых от вторых. Замечу, что подобное соседство категорически запрещено различными приказами и инструкциями, оно неблагоприятно с точки зрения санитарной и этической.

Так дети оказались в старом здании с тесным двориком. Ребятишек пришлось разместить в небольших помещениях камерного типа с решетками на дверях, окнах, двухъярусными кроватями и в довершение всего – с отхожим местом, открытым на всеобщее обозрение.

Куда уходит детство?

С тех самых пор у обитателей ЦВИНПа нет прогулочного двора. Пространство, на котором они могут побегать или поиграть на свежем воздухе, ничтожно мало, около 30 квадратных метров. Каково детям, привыкшим "в прошлой жизни" целые дни проводить на улице? Многие из старших мальчиков готовы чуть ли не круглые сутки заниматься на турниках, подтягиваться, колотить "грушу". Негде. Есть дети, которые с удовольствием копались бы на грядках приусадебного хозяйства. В Центре есть и такие малыши, которым по возрасту необходимо еще лепить куличи в песочнице. А в самом здании из-за тесноты пришлось совместить даже игровую комнату и пищеблок.

Воспитатели ЦВИНПа прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы детям не было скучно. Они не только занимаются с ребятишками положенными "уроками" – письмом, счетом, чтением, лепкой, но и придумывают множество игр, интересных занятий.

В день нашего приезда, – а это был День Святого Валентина, День влюбленных – дети пи-сали поздравления своим родным и близким. Вот лишь некоторые из них. "Зазуляк Рома. Я хотел бы поздравить маму, бабушку, Юлю, Наталью Владимировну, Ирину Петровну и Нину Валерьяновну, а также бабушку Валю", "Романенко Женя. В этот день Святого Валентина я хотел бы поздравить сразу несколько людей. Это, конечно, свою любимую маму, сестренку Лену и свою подружку Лизу. А потому что мама заботилась обо мне с самого рождения и по сей день. Сестра помогала мне в тяжелые моменты, когда я был огорчен, она меня успокаивала. А подружку Лизу я хотел бы поздравить потому, что она мне нравится". "Ахмедов Рома. Поздравляю с праздником всех воспитателей, которые находятся в данный момент здесь. Они все делают для нас, чтобы у нас было хорошее поведение и чтобы мы побыстрее исправили свои ошибки".

Калякал свое письмо, старательно выводя многочисленные зигзаги, даже не умеющий писать Илья (на вид примерно девяти лет), чей возраст, фамилию и место жительства в связи с сильным дефектом речи так и не могут установить работники ЦВИНПа.

И все же здесь не курорт. Как говорит начальник Центра майор Валерий Сало, за пять дней недавно проведенной операции "Безнадзорные дети" в минераловодский ЦВИНП были доставлены 33 ребенка. (для сравнения: с начала нынешнего года – 66). Сотрудникам нужно постараться установить личности всех, найти родителей, если таковые имеются. А еще выяснить и изучить причины, заставившие ребенка бежать из дома и бродяжничать. Не нужно забывать, что обитатели Центра как ни крути – правонарушители. На совести одних преступления помельче, у других – покрупнее. Выявить информацию о детях и подростках, когда-либо совершивших преступления, – тоже задача сотрудников Центра.

Не могу удержаться, чтобы не рассказать историю трех обитателей ЦВИНПа – двух сестер и брата. Джавадовы приехали с детьми в Кисловодск из Баку и попали в обычный, замкнутый круг беженских проблем: нет прописки – нет работы, нет работы – нет прописки. Детей удалось пристроить в школу. Родители перебивались случайными заработками, но становилось все хуже и хуже. И они начали потихоньку топить свой страх перед будущим в спиртном.

Первым не выдержал отец. Он облил себя бензином и поджег. Папа сгорел на глазах детей. Еще сутки врачи боролись за его жизнь в реанимации, но, увы... Мать принялась пить по-черному и на неделю ушла в запой. И тогда младшие Джавадовы отправились искать себе пропитание. И пристроились на Колоннаде. Днем выпрашивали у отдыхающих деньги, по мелкому подворовывали продукты с лотков. Ночевали в Кисловодском парке. Здесь-то их, озябших, голодных, полураздетых, подобрала милиция и отправила в Минераловодский ЦВИНП.

Взрослые проблемы

У детей, попавших в Центр, разные судьбы, но схожи они в одном - жестокая действительность нашей жизни успела наложить свой отпечаток. И потому работники Центра всячески стараются скрасить пребывание ребятишек здесь, создать хоть какое-то подобие уюта. Но разве разгонишься в тесных помещениях, которых катастрофически не хватает? Здание давно уже требует ремонта. Благодаря поддержке руководства ГУВД СК в кон-це 2001 года для Центра были изысканы необходимые средства и к новогодним праздникам завершена укладка капитальной шиферной кровли. Если финансирование не приостановится, то со временем будет произведен ремонт и внутри здания.

А между тем с того самого 1993 года в различные инстанции из ЦВИНПа отправляются письма с просьбой обратить внимание на ужасающее положение. Принимается множество решений на разных уровнях. Программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ставропольского края на 1998 - 2000 годы" было предусмотрено выделение в регионе КМВ нового здания. В прошлом году вопрос о ЦВИНПе в Минеральных Водах даже входил в план первоочередных действий губернатора. Но и это не помогло.

Оказалось, Центру на безвозмездной основе может быть выделено только то здание, которое находится в федеральной собственности. После "разведки", проведенной руководством ЦВИНПа, выяснилось, что на территории Кавминвод есть лишь два таких объекта – санаторий "Нефтяник" и ...здания, построенные ныне выведенной воинской частью, неподалеку от Лермонтова, возле урановых шахт. Подходящее место для детей?!

С "Нефтяником" же разыгралась почти детективная история. В сентябре 1999 года Мингосимущество края предложило Управлению внутренних дел СК разместить ЦВИНП на территории бывшего пионерского лагеря "Нефтяник" в Пятигорске. 1 октября министр даже отдал распоряжение N790 о передаче имущества на баланс УВД. Но оказалось, что имущество лагеря находится в собственности государственного научного центра "Специальная Астрофизическая обсерватория" в качестве санатория-профилактория, которое не используется по назначению. На месте пионерского лагеря уже организовано общество с ограниченной ответственностью "Вия", занимающееся изготовлением и реализацией ...кондитерских изделий. Но занимает это ООО лишь одно из 18 зданий. Во время подготовки документов по передаче бывшего лагеря на баланс УВД СК вышеназванное министерство без объяснения причин изменило свое решение, передав имущество "Нефтяника" на баланс ставропольского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.

На запрос УВД СК из этого филиала пришел ответ, что на его балансе указанного санатория нет. Управление внутренних дел вновь направляет письмо в Мингосимущество с просьбой решить-таки вопрос о размещении ЦВИНПа на территории санатория "Нефтяник". В ответ было предложено другое помещение в Минводах, которое совершенно непригодно для Центра временной изоляции. Круг замкнулся.

Есть тут и другая сторона медали. Фактически и на бумаге хозяином здания, в котором расположен этот ЦВИНП, является приемник-распределитель для взрослых. И во всех помещениях единая система коммуникаций. Построил ЦВИНП котельную, чтобы самостоятельно отапливаться, отапливаются теперь оба, но расходы за тепло несет только лишь ЦВИНП. То же самое и с электроэнергией, водоснабжением и канализацией – Центр платит за двоих. Не абсурд ли?

Между тем решение этих вопросов достаточно простое. Не стоит никуда переселять Минераловодский ЦВИНП. Нужно его оставить в этом же здании, расширив за счет "взрослого" приемника-распределителя. И искать помещение для последнего. Тогда все решится с платежами, значительно расширится двор, появится возможность сделать игровую комнату, туалеты.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что нынешнее месторасположение ЦВИНПа самое удачное. Минеральные Воды - транспортный узел с крупным аэропортом, железнодорожной станцией. Через минераловодский автовокзал идут автобусы практически из всех уголков Северного Кавказа, стран ближнего зарубежья. Все это позволяет с наименьшими затратами принимать и отправлять в другие города не только края, но и России его временных обитателей.

Более того, благоприятное в транспортном отношении расположение минераловодского ЦВИНПа вполне позволяет ему приобрести иной статус - транзитного Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Кстати сказать, МВД РФ давно уже говорит о необходимости создания такого учреждения в Южном регионе. И выбор-то невелик – Сочи да Минводы. А пока беспризорника из Закавказья, пойманного, скажем, в Красноярске, сначала везут и Иркутский ЦВИНП, затем в Екатеринбург, после – в Ростов и только потом уже отправляют домой. Будь в Минводах транзитный Центр, все обстояло бы куда проще.

Не стоит сбрасывать со счетов то, что в таком случае несколько урегулируется и миграционная проблема. На рынках городов и крупных сел на мелких подсобных работах вовсю используется труд несовершеннолетних, приехавших в наш край из Закавказья. И заметьте, это не малыши 10-12 лет, это мальчишки допризывного возраста, уехавшие из родных мест. Попадает такой подросток в ЦВИНП за какое-либо правонарушение, отбудет положенные 30 суток, а потом за ним приедет брат или дядя, живущий в крае. Смотришь – через день-два он опять на рынке крутится со своими "товарищами". Будь наш ЦВИНП транзитным, эта проблема решалась бы совсем по-другому. Собрали сотрудники Центра "компанию" таких подростков – и коллективно, в сопровождении милиционера отвезли домой, в родные закавказские пенаты. А уж оттуда им на наши рынки попасть вновь будет куда сложнее, чем из дома какого-нибудь родственника, временно живущего на Ставрополье.

* * *

Знакомство с судьбами обитателей ЦВИНПа дало понять, что сегодня "дети улицы" – это не только сироты, но и ребенок, не сумевший вынести климат "родного дома", это ребенок, которого родители посылают на улицу просить подаяние, заниматься проституцией. И эти явления воспринимаются обществом как обыденные. И то, что общество согласилось с "новым" экспериментом, проводимым над молодым населением России, наш общий грех и общая вина.

«Новобранцы армии беспризорных»
Газета «Ставропольская правда»
28 февраля 2002 года