06:00, 27 февраля 2002 года

Послание губернатора Ставропольского края Государственной Думе Ставропольского края "Об основных направлениях экономической, социальной и бюджетной политики в 2002 году"

Город Ставрополь21.02.2002 г.

В соответствии с полномочиями, определенными статьей 47 Закона Ставропольского края "О поправках к Уставу (Основному Закону) Ставропольского края" и статьей 19 Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", информирую депутатов Государственной Думы Ставропольского края о положении в крае и основных направлениях экономической, социальной и бюджетной политики в 2002 году.

Вначале я хотел бы остановиться на социально-экономической ситуации, сложившейся по итогам 2001 года на Ставрополье. Она характеризуется сохранением темпов роста экономики, что позволило значительно продвинуться в осуществлении социальных программ. В прошлом году основные показатели развития экономики края по своему значению превысили среднероссийский уровень, что является закономерным результатом периода трёхлетнего роста. Это свидетельствует о правильном выборе стратегии и тактики в проведении экономических преобразований.

Основными задачами Правительства края в 2001 году были создание необходимых условий для экономического роста, проведение структурных изменений в хозяйственном комплексе на основе дополнительного притока инвестиций, повышение эффективности расширенного воспроизводства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие рыночной инфраструктуры и, как итоговая цель нашей деятельности – повышение благосостояния населения.

Валовой региональный продукт края в 2001 году увеличился по сравнению с 2000 годом на 8 процентов (в целом по Российской Федерации – на 5 процентов). В это время промышленностью края произведено продукции на сумму 38,3 миллиарда рублей, что по индексу физического объема на 22,3 процента превышает уровень 2000 года. Для сравнения: в среднем по России физический объём промышленного производства за этот же период вырос лишь на 5 процентов.

Собран рекордный за последние 8 лет урожай зерновых – около пяти миллионов тонн, объем валовой продукции сельского хозяйства превысил уровень 2000 года почти на 14 процентов (в среднем по России этот показатель в два раза меньше – 6,8 процента).

В аграрном секторе края нарастают процессы структурных преобразований. В общем объеме сельскохозяйственной продукции 52 процента приходится на сельхозпредприятия, 41 процент продукции дают хозяйства населения и 7 процентов – крестьянско-фермерские хозяйства.

За прошедший год производство продукции растениеводства возросло на 22 процента и, что хотелось бы отметить особо, животноводства - на 4,4 процента. Превзойдён уровень 2000 года по сбору сахарной свеклы – на 32 процента, ягод – на 24, картофеля – на 3,3 процента. Производство мяса возросло на 1,3 процента, яиц – на 8,6 процента. Продолжает увеличиваться поголовье свиней и птицы.

Производителями края в 2001 году выпущено потребительских товаров на сумму 10,2 миллиарда рублей, что на 24,7 процента выше уровня предыдущего года. При этом производство пищевых продуктов возросло на 22,4 процента, а непродовольственных товаров – на 36,3 процента.

Результатом положительных изменений в экономике края стало повышение жизненного уровня населения. Номинальная заработная плата возросла в полтора раза, но и её реальный размер увеличился на 21,9 процента. Размер выплачиваемых пенсий вырос на 51,4 процента.

Повышение уровня платежеспособности населения, в свою очередь, стимулировало рост розничного товарооборота, который в 2001 году составил 38,4 миллиарда рублей, что на 7 процентов больше, чем в 2000 году.

Основой экономики края является промышленность, удельный вес которой в структуре валового регионального продукта составляет 20 процентов, а в налоговых поступлениях во все уровни бюджета – более 34 процентов. Из девяти основных отраслей промышленности прирост, по последним данным, достигнут в семи. Наибольшие темпы роста отмечены в химической и нефтехимической, стекольной и фарфоро - фаянсовой отраслях, а также в машиностроении и металлообработке.

Такие бюджетообразующие предприятия, как "Невинномысский Азот", "Ставролен", и многие другие во многом превысили дореформенный уровень производства, выпускают высококачественную продукцию, известную не только потребителям Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. По итогам конкурса "100 лучших товаров России" край вошёл в пятёрку лучших регионов по выпуску конкурентоспособной продукции.

Положительные изменения в структуре экономики края основываются на росте капитальных вложений в техническое перевооружение производств и внедрение новых технологий. В 2001 году объём инвестиций в основной капитал составил 16,6 миллиарда рублей, что на полтора миллиарда больше, чем в 2000 году.

Изменяется структура источников финансирования инвестиций в основной капитал. Помимо прибыли предприятий, на которую приходится 40 процентов всех капитальных затрат, повышается доля банковских кредитов. В 2001 году финансово – кредитные учреждения направили в экономику края 18,4 миллиарда рублей кредитов, что в полтора раза больше, чем в 2000 году.

Объем внешнеторгового оборота за 2001 год составил 400 миллионов долларов США, что выше уровня предыдущего года на 10,4 процента.

Накопленный иностранный капитал в экономике края достиг 230 миллионов долларов США. В общей структуре иностранных инвестиций удельный вес прямых вложений, рассчитанных на долгосрочный период, вырос до 86 процентов, что свидетельствует о положительных изменениях в деловом и инвестиционном климате края.

Усиление инвестиционной активности дало толчок к дальнейшему оживлению строительного комплекса края. Объем подрядных работ по договорам строительного подряда вырос по сравнению с уровнем прошлого года на 18,9 процента и составил семь миллиардов рублей. Край вышел на передовые позиции в стране по строительству и реконструкции автомобильных дорог. В этой области освоено около 780 миллионов рублей, что на 27,4 процента больше, чем в 2000 году. В крае построено, реконструировано и отремонтировано 343 километра автомобильных дорог.

Реализация в прошлом году мероприятий федеральной целевой программы социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2001 года позволила получить из федерального бюджета на развитие материально-технической базы социальной сферы 114,5 миллиона рублей. В результате профинансировано строительство четырех школ, детского сада, а также роддома в селе Красногвардейском. Введены в эксплуатацию терапевтический корпус районной больницы в селе Курсавка, вторая очередь школы в посёлке Белый Уголь города Ессентуки.

На реализацию федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды" было получено в 2001 году 100 миллионов рублей, которые направлены на строительство объектов природоохранного назначения, здравоохранения, коммунального хозяйства и жилищного строительства городов-курортов.

В целом за 2001 год было профинансировано капитальных затрат в социальной сфере на 1 миллиард 653 миллиона рублей, в том числе на 288 миллионов рублей за счет краевого бюджета.

В 2001 году повысилась эффективность работы реального сектора экономики края. Положительный сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий края, с учётом сельского хозяйства, составил около 8,8 миллиарда рублей и по сравнению с 2000 годом увеличился на 167 процентов. Сумма убытков в 2001 году в целом по краю снизилась в 1,2 раза и составит, по оценке, около полутора миллиардов рублей.

Расходы бюджета Ставропольского края 2001 года носили ярко выраженную социальную направленность. 54,4 процента общих расходов бюджетных средств направлено на содержание и развитие отраслей социально-культурной сферы. В условиях ограниченных финансовых ресурсов выполнена задача обеспечения жизнедеятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Реализуются краевые программы развития здравоохранения и улучшения лекарственного обеспечения населения. За 2001 год гражданам, имеющим права на льготы, отпущено лекарств по бесплатным рецептам более чем на 40 миллионов рублей. Медицинским оборудованием доукомплектованы шестнадцать поликлиник. Планомерно укрепляется санитарно – эпидемиологическая служба края. Приобретено оборудование и транспорт для центров госсанэпиднадзора в 6 городах и 9 районах края.

На территории края успешно осуществляется программа содействия занятости населения. В течение прошлого года на 5,7 процента сократилось число безработных. Обеспечено взаимодействие органов исполнительной власти края и Пенсионного фонда Российской Федерации по осуществлению пенсионной реформы.

Обнадёживает положительная динамика роста численности отдыхающих на курортах Кавказских Минеральных Вод, особенно в преддверии их юбилея. В 2001 году 120 санаториев и пансионатов приняли на отдых и лечение 502 тысячи человек, что на 4 процента превысило результаты успешного в этом отношении 2000 года.

Особо отмечу, что в прошлом году санаторно-курортный комплекс Кавминвод оздоровил 73 тысячи детей, или пятую часть всех отдыхающих.

Таким образом, подводя итоги социально – экономического развития края за 2001 год, можно сделать вывод о том, что намеченное в основном выполнено. Мероприятия Плана первоочередных действий Губернатора Ставропольского края профинансированы на 4,2 миллиарда рублей, что составляет 101,3 процента к запланированному объёму.

Достигнутые успехи в экономическом развитии Ставропольского края в прошедшем году во многом связаны с проводившейся бюджетной политикой.

Закреплены позитивные результаты 2000 года в исполнении доходной части бюджета. Прежде всего за счет устойчивого роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Фактически доходы превышены более чем на 3 миллиарда рублей. Заложенный в бюджете 2001 года дефицит краевого бюджета перекрыт. Дополнительно полученные денежные средства были направлены на сверхплановое финансирование важнейших социальных программ.

Правительство края, отказавшись от неденежных форм уплаты налогов, добилось качественного исполнения бюджета, повысило его прозрачность.

Проведенная реструктуризация имеющихся задолженностей налогоплательщиков по налогам и сборам как краевому, так и местным бюджетам позволила сократить недоимку в течение 2001 года на 1,2 миллиарда рублей. Тем самым были обеспечены дополнительные поступления доходов, созданы условия для дальнейшего развития производственного потенциала промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В прошедшем году также преодолена пятилетняя тенденция наращивания кредиторской задолженности бюджетных учреждений социально-культурной сферы края. Снижение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг, потребленных учреждениями бюджетной сферы, оказалось даже более весомым: вместо планируемых к погашению 42 миллионов рублей погашено 162 миллиона. Таким образом, бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике.

Наряду с погашением общей кредиторской задолженности в 2001 году существенным достижением социальной политики Правительства края можно считать сокращение задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Указанная задолженность сокращена на 155 миллионов рублей, или на 26 процентов от числящейся на начало года.

Другим достижением бюджетной политики за прошедший год является практически стопроцентное поступление доходов в бюджет края в денежном выражении. Это позволило уйти от системы взаиморасчетов, использования различного вида "суррогатов" при финансировании расходов бюджета. При использовании ценных бумаг в качестве расчетного инструмента применялся дисконт от 15 до 40 процентов от номинальной стоимости бумаг. Уйдя от подобной системы расчетов, мы соответственно увеличили товарное наполнение бюджета.

В 2001 году в сфере управления государственным внутренним долгом Правительством Ставропольского края были предприняты значительные и небезуспешные усилия в направлении его сокращения. Государственный внутренний долг Ставропольского края был сокращен на 215,5 миллиона рублей, или почти на одну треть.

В этот же период была проведена полная инвентаризация задолжников бюджета Ставропольского края, составлена долговая книга Ставропольского края.

Реструктуризирована задолженность по инвестиционному налоговому кредиту, предоставленному из федерального бюджета на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды. Сумма налогового кредита, а это 155,6 миллиона рублей, рассрочена на 10 лет, а начисленные по ней проценты в сумме 66,4 миллиона рублей списаны полностью. По неотсроченным централизованным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2002 году будет списано 58,1 миллиона рублей. Для всех нас это означает возможность нормально исполнять бюджет, не опасаясь, что очередное поступление трансферта будет зачтено в счет погашения имеющейся кредиторской задолженности.

В 2001 году завершен первый этап по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета. На единый счет краевого бюджета зачислялись все виды доходов, в том числе и от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями края. При этом хочу отметить, что Ставропольский край – один из немногих субъектов Российской Федерации, который провел эту работу. С единого счета производилось и финансирование расходов. Централизация средств на одном счете, предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств, ускорение их оборачиваемости позволили обеспечить плановое финансирование расходов в полном объеме.

Уважаемые депутаты!

Конечно, все имеющиеся положительные тенденции ни в коем случае не могут нас успокоить. Нерешённых проблем остаётся множество. Деятельность Правительства края в 2002 году будет направлена на дальнейшее обеспечение роста денежных доходов населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, в том числе качественного образования, медицинского и социального обслуживания, осуществление защиты социально уязвимых слоёв населения. Необходимо ужесточить контроль за регулярностью выплаты заработной платы в реальном секторе экономики.

В крае медленно идут структурные преобразования в сфере материального производства. Практически во всех отраслях хозяйственного комплекса остаются незадействованными значительные резервы роста объёмов производства и повышения его эффективности.

В промышленном комплексе из пяти тысяч зарегистрированных юридических лиц лишь около ста предприятий обеспечивают 90 процентов общего объёма производства. Необходимо провести инвентаризацию отрасли, обеспечить эффективное применение процедур банкротства, организовать перепрофилирование убыточных производств на выпуск товаров, имеющих рыночные перспективы.

Серьёзным сдерживающим фактором роста экономики является низкий уровень менеджмента на предприятиях большинства отраслей хозяйственного комплекса. Рост затрат на энергоносители, железнодорожные перевозки ставит перед руководящим звеном предприятий серьёзные задачи по сокращению непроизводительных затрат и потерь, повышению уровня управляемости производственными процессами.

В предстоящем году в агропромышленном комплексе придется решать масштабные и сложные задачи. Одна из них – дальнейшее обеспечение прироста валовой продукции сельского хозяйства. В прошедшем году меньше получено семян подсолнечника, овощей, винограда, грубых и сочных кормов, сократилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз. Главная задача на 2002 год – закрепить положительную динамику увеличения объемов сельскохозяйственного производства и ликвидировать сокращение отставания по указанным ее видам.

Предстоит продолжить работу по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. Процедура реструктуризации задолженности во все уровни бюджета и внебюджетные фонды продлена до 1 апреля 2002 года. Необходимо сделать уверенные шаги по развитию системы добровольного страхования сельскохозяйственного имущества и снизить затраты бюджетных средств, направляемых на возмещение ущерба от стихийных бедствий.

Большие задачи предстоит решить по социальному развитию села, в том числе по улучшению материально-технической базы образования, культуры, связи, учреждений медицинского обслуживания, развития дорог.

Тревожно складывается ситуация и с земельным фондом края. Ухудшается плодородие сельскохозяйственных земель, ускоряются темпы их де-градации. Необходимо предпринимать срочные комплексные меры по планомерному восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В этом году продолжится реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Повышение тарифов на коммунальные услуги будет сопровождаться развитием системы адресного субсидирования малообеспеченных категорий граждан. Для того чтобы рост тарифов сопровождался адекватным ростом качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, в крае начнет реализовываться ряд целевых программ.

Это программа "Кровля", предусматривающая ремонт аварийных кровель, переоборудование мягких покрытий на шатровые. Будет осуществляться программа по ветхому и аварийному жилищному фонду, предусматривающая переселение граждан из домов, непригодных для проживания. Разработан комплекс первоочередных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального назначения.

Необходимо сохранить на высоком уровне объемы профилактических и ремонтных работ, осуществляемых в рамках подготовки отрасли к осенне-зимнему периоду. Одним из приоритетных направлений развития жилищно-коммунального комплекса станут энергоресурсосбережение, сокращение затрат отрасли, дальнейшее освоение системы учета ресурсов.

Анализ вышеперечисленных и других проблем позволили Правительству края разработать и утвердить Концепцию социально-экономического развития Ставропольского края до 2006 года, в которой обозначены стратегия структурных изменений в экономике и отраслевые приоритеты развития на предстоящую пятилетнюю перспективу.

Использование основных положений Концепции позволило выработать новые подходы к формированию проекта бюджета Ставропольского края на 2002 год с использованием оценки индекса налогового потенциала края и формированием программной части на финансирование краевых целевых программ.

Особо я бы хотел остановиться на бюджетной политике в текущем, 2002 году.

Увеличение поступлений доходов краевого бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику края, а за счет эффективного использования имеющегося производственного потенциала, сокращения нелегального теневого оборота, вовлечения в экономику края малого бизнеса за счет создания благоприятных условий для его развития.

Рост налогового потенциала края должен обеспечиваться за счет расширения налоговой базы, повышения инвестиционной привлекательности территории.

Мы должны использовать экономические рычаги с целью наращивания производственного потенциала предприятий, привлекать средства населения в качестве источников финансирования инвестиционных проектов.

Повышение собираемости налогов на территории края должно стать главной задачей контролирующих органов. Необходимо добиться роста налоговых поступлений с одновременным снижением сумм задолженностей перед бюджетом. Сокращение имеющихся недоимок должно стать краеугольным камнем в деятельности фискальных органов.

В то же время необходимо продолжить работу по вовлечению налогоплательщиков в процесс реструктуризации накопившейся налоговой задолженности, сохранив при этом позитивные результаты прошлого года.

Необходимо и в дальнейшей работе с органами законодательной власти края принимать активное участие в разработке законопроектов, регулирующих налогообложение плательщиков региональными налогами. Принимаемые законы должны учитывать не только интересы органов власти, но и интересы налогоплательщиков. Они должны полностью соответствовать требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и в то же время быть понятными для всех заинтересованных сторон.

Одна из важных задач – обеспечение дополнительных поступлений доходов за счет средств, получаемых от использования краевой собственности, прежде всего путем повышения эффективности управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий и учреждений. Доходы, полученные от использования имущества, должны быть в полном объеме учтены в бюджете.

Основная задача бюджетной политики в области расходов на 2002 год – закрепление результатов, достигнутых в минувшем году.

А это прежде всего недопущение образования кредиторской задолженности по выплате повышенной заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы и по оплате за потребленные теплоэнергоресурсы. С учетом того, что удельный вес расходов на выплату зарплаты в бюджете края возрос по сравнению с минувшим годом до 40 процентов, сделать это будет достаточно сложно, но необходимо.

Целесообразно продолжить работу по сокращению накопленной задолженности за потребленные теплоэнергоресурсы. В текущем году планируется направить на эти цели 168 миллионов рублей, что позволит сократить задолженность на 40 процентов и выполнить взятые обязательства перед энергетиками.

Сокращение задолженности по детским пособиям – ещё одна значимая проблема, которую предстоит решать органам исполнительной власти в текущем году. Необходимо сократить долг на сумму не меньшую, чем в 2001 году, а по возможности, и увеличить объем средств, направляемых на эти цели.

Реализация федерального закона "О ветеранах" в объеме расходов на уровне прошлого года – очередная задача в области бюджетной политики. Федеральный центр практически полностью отказался финансировать расходы по выполнению этого закона. Принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, мы обязаны её решить и предусмотреть дополнительные расходы за счет средств краевого бюджета.

Кроме того, впервые в текущем году планируется возмещать выпадающие доходы промышленным предприятиям газового хозяйства в связи с реализацией федерального закона.

Таким образом, наметилась положительная тенденция, с одной стороны, по предоставлению льгот гражданам, имеющим право на их получение, а с другой – по возмещению убытков промышленным предприятиям в связи с их предоставлением.

В 2002 году необходимо сделать еще один шаг в переводе на казначейскую систему исполнения бюджета. Переход на неё позволит сосредоточить денежные ресурсы края, эффективно управлять ими. При этом Правительство края ставит перед собой задачу достижения нового качества в этой работе: автоматизировать не просто кассу нашего бюджета, то есть его наполнение, но и научно управлять всем бюджетным процессом в автоматизированном режиме.

Стратегия в области управления государственным долгом останется в 2002 году важнейшим направлением нашей политики. Мы намерены коренным образом изменить отношение заемщиков Ставрополья к погашению своих долгов в бюджет края по кредитам, полученным с 1992 по 1995 год из федерального бюджета под гарантии Правительства края.

Следует отказаться от практики привлечения долгосрочных кредитов, направляемых на инвестирование проектов, эффективность которых из-за несовершенства денежно-кредитной политики государства может дать отрицательные результаты. Привлечение денежных средств в бюджет Ставропольского края должно проводиться на условиях, максимально выгодных краевому бюджету.

Сложное бюджетное устройство Ставропольского края требует совершенствования методологии бюджетного выравнивания. Необходимо коренным образом изменить ситуацию, когда одно муниципальное образование имеет расходы на содержание своих бюджетных учреждений в десятки раз больше, чем другое. В то же время нужно создать стимул для проведения эффективной доходной политики в муниципальных образованиях края.

Указанная методика должна быть объективной, прозрачной и понятной всем участникам бюджетного процесса. Формирование именно такой методики – предмет будущей совместной работы Правительства Ставропольского края и Государственной Думы Ставропольского края.

Чрезвычайно важно укрепить вертикаль финансового контроля в системе исполнительной власти, применять жесткие санкции за незаконное и нецелевое использование бюджетных средств, от которого в первую очередь страдает население. Для этого следует регулярно проводить ревизии по исполнению местных бюджетов, получающих средства из краевого бюджета.

Исходя из вышесказанного, краевой бюджет на 2002 год должен стать надежным инструментом реализации нашей экономической и социальной политики. Для поддержания положительных сдвигов в экономике, наметившихся в посткризисный период, и преодоления негативных тенденций необходима дальнейшая активизация действий Правительства в 2002 году на её ключевых направлениях.

В этой ситуации всем ветвям власти особенно важно иметь согласованный подход к решению имеющихся проблем. Я надеюсь на нашу совместную и конструктивную работу в целях дальнейшего социально-экономического развития Ставрополья и повышения жизненного уровня населения края.

Благодарю за внимание.

«Послание губернатора Ставропольского края Государственной Думе Ставропольского края "Об основных направлениях экономической, социальной и бюджетной политики в 2002 году"»
Газета «Ставропольская правда»
27 февраля 2002 года