06:00, 20 февраля 2002 года

Верить в исцеление

Его удивила какая-то обидная обыкновенность парижан, даже не верилось, что именно они-то и живут в Париже. Зато восхитила Прага с ее светлой воздушной готикой. Но вот Тибет... Судя по отсутствию эпитетов, следовало понимать, что Индия и Тибет стали для Николая Копаева неожиданным пространством судьбы. То есть судьбоносный поворот произошел там, а жизнь продолжается здесь.

Плато Лагонаки – особая энергетическая зона близ поселка Мезмай в Краснодарском крае. Это место обладает странным свойством выбирать себе людей. Одним там становится хорошо, как в раю, другие впадают в уныние, неожиданно ссорятся и в панике или задумчивости уезжают. Таковы эти удивительные места, притягивающие самых разных людей – столичных искателей приключений, исследователей, журналистов.

Николая Копаева, однако, требовательная зона принимает. И потому он приезжает сюда не один, а в шумном сопровождении детей. Это его ученики, соседские мальчики и девочки, иногда их родители. Николай Копаев – преподаватель Ставропольской музыкальной школы N 2. В последние годы он со своими учениками исколесил весь Домбай и Архыз, теперь изучает Лагонаки и расположенные неподалеку пещеры. Большая Азишская, Малая Азишская... Здесь, говорят, тоже происходят разные странности. Сталактиты растут не вниз, а вверх, слышится пещерный шепот, а река Лозовушка почему-то не имеет конца. Ребята привозят музыкальные инструменты, дают концерты при свечах, поют под гитару. В Ставрополь возвращаются осененными и возрожденными или, говоря проще, здоровыми.

У Николая Копаева три образования: художественное, музыкальное и искусствоведческое, которое он получил в Южно-Российском гуманитарном институте по системе, принятой в ЮНЕСКО. Отсюда все и началось. Первая практика (на льготных условиях) прошла в Париже, вторая – в тибетском городе Дхарамсале, буквально наводненном студентами из разных стран: канадцами, американцами, поляками и, кстати, россиянами из Элисты. Надо сказать, что к этому времени у Коли Копаева возникли некие проблемы с суставами. И вот там, в Тибете, российским студентам предложили бесплатное обследование по методу пульс-диагностики в Институте астрологии и медицины Мен-Тси-хан. Многие отмахнулись, пришли Николай и еще несколько человек. Каверадже (врач) и монашенка, известный мастер тибетской медицины, исследовали Колин пульс и, обнаружив "проблемы с позвоночником", выдали пакетик с какими-то коричневыми шариками. Так он прошел курс лечения по оздоровительной системе Аюрведа и избавился от малоприятных симптомов.

Прошло пять лет, но Николай совершенно здоров, занимается туризмом и альпинизмом, но самое главное заключается в том, что с тех пор он начал собирать материалы и изучать Аюрведу. Оказалось, что эта древняя оздоровительная система была хорошо известна на Руси. В ее основе – фитотерапия (все, что у нас осталось от Аюрведы), определенные принципы питания, массажи, ясные психологические постулаты. Именно эта ясность и доказательность настолько убедили Николая, что он стал изучать Аюрведу вполне серьезно под руководством доктора медицинских наук, петербургского профессора И. Ветрова в основанном им Центре Дханвантара. А в Ставрополе вот уже год Коля Копаев ведет клуб "Аюрведа".

Но самое интересное в его "приключениях" произошло тогда, когда именно в наших краях, в Ростове, случай свел его с врачом, гуру и каверадже, то есть высоким профессионалом Аюрведы, Кальяном Анандой. В Ростове он изучает травматологическую хирургию и в настоящее время проходит практику. В Ставрополь приезжает читать курс Аюрведы в клубе у Николая, но это уже другая тема. Что же касается Коли Копаева, могу сказать, общение с ним заметно отличается от неких привычных образцов с жалобами на "эту жизнь", "эту страну", "этот город". Коля дружелюбен, глубок и легок одновременно и как-то приятно спокоен. А энергия спокойствия обладает свойством неслышно и незаметно передавать информацию о "смысле и счастье жизни".

– Знаете, – сказал мне Коля, – время изменилось. В России столько сил потратили на поиски этого смысла, но он известен, потому что существует до всех поставленных вопросов.

– Так в чем же смысл? – спросила я.

– Человек должен найти свой способ самореализоваться в мире и помочь это сделать другим. Вот и все. Надо только по-настоящему верить в собственные силы.

Николай говорит, что подобная установка – универсальный закон Аюрведы. Если человек не верит в собственное исцеление, врач отказывается лечить его и возвращает деньги. В Аюрведе вообще есть понятие автотерапии, когда условием выздоровления становится изменение образа жизни. Какая у человека жизненная программа, такая в итоге и жизнь.

И все-таки не так часто сегодня встретишь молодого музыканта-искусствоведа, серьезно увлеченного проблемами здоровья.

– Да, может быть, – соглашается Николай, – но это очень творческая ситуация, когда через телесное оздоровление приходишь к ясному здоровому сознанию. И вообще я усвоил простую истину: каждый человек имеет самую лучшую страну, самую хорошую семью, самый прекрасный город. Только в этих условиях можно себя осуществить.

Интересно еще одно обстоятельство. С Аюрведой мы все-таки знакомы. В том ее варианте, который известен под названием "тибетская медицина". В колониальной Индии Аюрведа была запрещена, но с 1948 года учение начало возрождаться. Оно сохранилось, потому что не было религиозным. В Индии возрождается и везде, где люди ищут собственный путь к здоровью.

«Верить в исцеление»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2002 года