06:00, 15 февраля 2002 года

Секретный вояж

Писатель и краевед Герман БЕЛИКОВ в настоящее время работает над вторым, дополненным изданием своей книги о периоде временной оккупации Ставрополя немецкими войсками – "Оккупация". Читателям "Ставропольской правды" мы предлагаем один из новых очерков книги - о пребывании в Ставрополе, тогда Ворошиловске, широко известного немецкого писателя Эрнста Юнгера, выполнявшего особое задание группы высших офицеров вермахта, готовивших заговор против Гитлера.

24 ноября 1942 года к железнодорожному вокзалу Ворошиловска подошел военный состав, в котором помимо платформ с различными грузами и доставленной из Германии новой бронетехникой имелось несколько пульмановских пассажирских вагонов. Именно из такого на перрон сошел моложавый полковник в щегольской армейской форме. В развороте шинели просматривался железный рыцарский крест... Первой мировой войны.

Пока денщик выгружал большие кожаные чемоданы прибывшего, полковник зашел в вокзальное помещение, откуда позвонил находящемуся в Ворошиловске командующему 1-й танковой армии вермахта, генерал-полковнику Эвальду фон Клейсту. Вскоре к вокзалу подкатил бронированный "мерседес".

Примерно так на землю города Ставрополя, переименованного в те годы в Ворошиловск, ступил известный немецкий философ и писатель Эрнст Юнгер. Прибытие его сюда после поражения немецких войск под Москвой и перед вероятным поражением под Сталинградом, в не менее сложной для вермахта обстановке на Северном Кавказе, было косвенно связано, как стало известно много позже, с подготовкой заговора против Гитлера...

Эрнст Юнгер родился 29 марта 1895 года в Гейдельберге. Участвовал в Первой мировой войне, когда грудь обер-лейтенанта украсили многие медали и ордена за храбрость. Он рвался в бой, романтизируя кровавые сражения сначала в своем дневнике, который вел всю войну, затем в написанной им книге "Дневник". Современники писали: "Он – романтик не чувства, а действия. Он поэтизирует войну, ужасы которой так предельно реалистично изобразил Ремарк...".

Юнгер и дальше продолжал поэтизировать войну, воспевать ее чудовищное обаяние, что нашло отражение в новой большой книге "В стальных грозах". В конце тех же 20-х годов он выпускает сборник эссе "Авантюрное сердце", где дал развернутое изложение своих взглядов: "Гуманистические ценности и убеждения иллюзорны, построенная на них жизнь нереальна, действительность состоит из "трений и столкновений", где человек обретает полноту бытия. Подлинной и осмысленной является лишь жизнь искателя приключений и авантюриста".

Историки и философы называют Юнгера создателем политико-идеологической концепции "тотальной мобилизации" и "немецкой консервативной революции 20-х -30-х годов", ставшей теоретической и философской базой многих консервативно-революционных движений, вдохновившей, кстати, и немецкий национал-социализм. Однако с приходом к власти Гитлера он стал "диссидентом справа", за излишний романтизм Юнгера не жаловали те же национал-социалисты, а за воспевание культа силы – демократы. Он не укладывался ни в те, ни в другие рамки.

К началу Второй мировой войны вышли его новые книги. В "Рабочем" главный герой, "принимающий вызов распластывающейся реальности и накапливающий в душе энергию великого восстания", становится носителем "пламени национальной революции, рожденной волевым образом из бездны социального отчуждения". Этой же философской теме посвящены "Стальная буря", "Сердце, ищущее приключений", "На мраморных утесах". В последней он уже подверг критике национал-социализм и лишь его известность не только в Германии, но и в странах Европы и Америки спасла автора от расправы.

С начала Великой Отечественной войны мобилизованный Эрнст Юнгер становится штабным офицером в оккупированном Париже. Здесь он близко сходится с главнокомандующим оккупационными войсками во Франции, генералом Карлом Генрихом фон Штюльпнагелем. Блестящий кадровый офицер, получивший всестороннее образование, Штюльпнагель с первых дней правления Гитлера считал нацистский режим позором для Германии. После событий под Москвой, где "блицкриг" нацистов полностью провалился, а на Волге и Северном Кавказе начались затяжные бои, грозящие вермахту огромными "котлами", часть германского генералитета начала готовить заговор с целью убрать Гитлера.

Одним из заговорщиков и был генерал Карл Генрих фон Штюльпнагель. По одной из версий, читаем на интернетовском сайте, Штюльпнагель послал Юнгера на Кавказ, чтобы изучить моральное состояние войск перед покушением на фюрера.

Вполне возможно, что Эрнст Юнгер имел задание прощупать не только среднее офицерское звено, но и высшее. Достаточно напомнить, что на Северном Кавказе, в том числе в Ворошиловске, кроме Эвальда фон Клейста, с 31 января 1943 года ставшего генерал-фельдмаршалом, находились и другие высшие чины немецкой армии. Это генерал-полковник Манштейн, генерал-фельдмаршал Лист, генерал Макензен, генералы Конрад и Кребс... Встречался ли с ними здесь, в Ворошиловске, Эрнст Юнгер? Может быть. В обнаруженных в Германии дневниках писателя среди его встреч с разными людьми упоминается лишь общение с Эвальдом фон Клейстом.

Вот некоторые дневниковые записи Эрнста Юнгера, сделанные в ноябре-декабре 1942 года.

"23 ноября 1942 года

Прибыл в Ростов вечером. Сразу обратил внимание на патрули, которые буквально хватали отпускников, ожидавших поезда в Германию. Их тут же отправляли под Сталинград, где русские прорвались через оборону румын и начали окружать всю немецкую группировку.

24 ноября 1942 года

Прибыл в Кропоткин. Ночевал в буфете в зале ожидания до отправления поезда на Ворошиловск. Я уже привык к такому существованию в холодных залах, без воды, без ухода, без горячей пищи.

Поездка проходила через благодатные кубанские степи...

25 ноября 1942 года

В Ворошиловске живу в служебном здании ГПУ (здание НКВД. - Г.Б.) Здесь нашел комнату со столом и стулом, кроватью, и с сохранившимися оконными стеклами.

Погода дождливая, улицы покрыты грязью. Многие дома города еще царских времен, они излучают больше тепла, чем советские коробки. После обеда пошел на возвышенность, на которой стоит русская православная церковь (колокольня разрушенного Казанского собора. – Г.Б.).

Вечером встретился с главнокомандующим группой войск на Кавказе генералом фон Клейстом, он мне знаком с ганноверских времен. Говорили о французском генерале де Голле, ведущем военные действия в Тунисе. Фон Клейст сообщил, что, со слов Гитлера, от него можно ожидать много неприятностей.

27 ноября 1942 года

Посетил городской музей, основанный еще в царское время. Большой зоологический отдел. Заинтересовали животные-уроды: коза и теленок с двумя мордами и тремя глазами. Под некоторыми экспонатами надпись – Ставрополь, так раньше именовался Ворошиловск.

29 ноября 1942 года

Был на городском рынке, товаров мало, цены как во время голода. Я заплатил 3 марки за катушку ниток, когда во Франции они стоят несколько пфеннигов.

У поющего нищего с обрубком руки толпились слушатели. Собравшиеся слушали не столько мелодию песни, сколько слова.

1 декабря 1942 года

Был в местном противочумном институте, который борется со вспышками разных заболеваний, в том числе с чумой. Институт готовит и различные вакцины для населения и Германской армии. Возглавляет институт профессор Гах.

4 декабря 1942 года

Местное население всюду щелкает семечки подсолнечника, это подобно курению. По всему городу разбросана шелуха.

6 декабря 1942 года

Увидел такую картину – на обочине дороги расстелено пальто кого-то из работавших здесь военнопленных. Проходившие мимо жители бросали на пальто хлеб, разные овощи, деньги. Охрана на это смотрела спокойно, это гуманный жест.

9 декабря 1942 года

Выехал из Ворошиловска вместе с частями 17-й армии. Утром уже был в Кропоткине, далее путь лежит на Ростов..."

Разгром немецких войск под Сталинградом и поспешная эвакуация войск вермахта с Северного Кавказа сыграли роль катализатора для оппозиционно настроенных военных, которые поняли, что крах Третьего рейха неминуем и что Гитлер в своем падении увлечет страну и армию в бездну. 20 июля 1944 года в местечке Растенбург начштаба Резервной армии Штауффенберг устроил взрыв в ставке Гитлера и, уверенный в его гибели, оповестил об этом заговорщиков. Во Франции подчиненные Штюльпнагеля, в числе которых был и Эрнст Юнгер, уже было арестовали 1200 высокопоставленных сотрудников гестапо и СС. И вдруг – сообщение: Гитлер жив. Штюльпнагель пытался застрелиться, но только ранил себя. Доставленный в Берлин, он предстал перед трибуналом и был повешен на стальной струне.

Доказать причастность Эрнста Юнгера к заговору судьям не удалось, но он все же был изгнан из рядов армии...

К этому следует добавить, что с окончанием Второй мировой войны Эрнст Юнгер полностью посвятил себя литературе. Его перу принадлежало множество романов, философских трудов, эссе: "Сарацинская башня", "Гелиополис", "Книга песочных часов", "Стеклянные пчелы", "Стена времени". Он стал самым читаемым писателем сначала в ФРГ, а затем и в объединенной Германии. Со 100-летием его поздравили большинство глав государств Европы, известные люди с мировыми именами.

Эрнст Юнгер умер 16 февраля 1998 года в возрасте 102 лет в Вильфингене. Памятником ему стали написанные им книги. В том числе "Дневник 42-го года", где автор повествует о своей службе во Франции под началом Карла Генриха фон Штюльпнагеля и своем тайном вояже на Северный Кавказ.

Книга эта, вернее, дневниковые записи автора, сделанные в оккупированном Ворошиловске (Ставрополе), долгой дорогой наконец дошли до нас, о чем еще пойдет отдельный и далеко не простой рассказ. В ближайшее время автор ожидает детального ответа на свой запрос, посланный в Потсдам немецким коллегам-историкам, также заинтересованным в раскрытии исторических загадок самой кровавой войны.

«Секретный вояж»
Газета «Ставропольская правда»
15 февраля 2002 года