06:00, 14 февраля 2002 года

Генералы песчаных карьеров

Пока РАО ЕЭС и "Итера" выясняют отношения, крупнейший в Европе Малкинский карьер чахнет

Спустя полтора года с момента ввода в строй Малкинского песчано-гравийного карьера это предприятие оказалось на той же нулевой отметке, с которой в августе 2000 года началась его производственная биография.

Если окунуться в советское прошлое, вспомнится, что уникальность месторождения нерудных материалов в Кировском районе 12 лет назад была оценена по заслугам – за строительство предприятия взялось государство. Но в те годы прибыль от реализации добытых гравия, песка и щебня для строительства высококачественных автомагистралей и зданий экономисты подсчитать, видимо, не сумели, поэтому стройка периодически останавливалась.

На муки государства не смогло равнодушно смотреть РАО "ЕЭС России" и подключилось к строительству. Тогда им было создано ОАО "Ставропольэнергонеруд" с долями уставного капитала государства, РАО ЕЭС и физических лиц. Лоббировать интересы карьера в РАО позволял высокий статус нашего земляка, председателя правления РАО ЕЭС А. Дьякова. После того как он в конце 90-х был освобожден от занимаемой должности, финансирование карьера вообще прекратилось, энергетический монополист потерял к нему всякий интерес – на время.

Требовался новый инвестор. Таковым стала международная группа компаний "Итера", специализирующаяся на добыче, транспортировке, реализации природного газа на рынках стран СНГ и Балтии, инвестирующая средства в металлургическую, нефтяную, золотодобывающую отрасли. На 2000 год холдингом "Итера" наряду с реализацией проекта "Золотой Восток" по добыче золота в Монголии был запланирован ввод в эксплуатацию Малкинского карьера на Ставрополье.

"Итера" создала совершенно новое предприятие – ОАО "Ставропольстройнеруд". В итоге на базе Малкинского карьера оказались юридически зарегистрированы два предприятия: одно, созданное РАО ЕЭС, начавшего строительство и бросившего его; второе - созданное "Итерой", вложившей в стройку 37 миллионов долларов и пустившей в строй крупнейший в Европе карьер площадью 570 гектаров.

ДЛЯ СПРАВКИ: разведанные запасы Малкинского месторождения, по заключению специалистов, позволят вести разработку в течение 150 лет. Или 50 лет в случае интенсивной эксплуатации с ежегодной добычей нерудных материалов 2,6 миллиона кубов. На момент пуска карьер был полностью оснащен экологичным оборудованием, имел водохранилище объемом в один миллион кубометров воды, 25 километров железнодорожных путей, более 80 объектов, входящих в состав производственного комплекса.

Это действительно был объект европейского класса. И не случайно на его открытие приезжали полпред президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцев, губернатор края А. Черногоров, президент "Итеры" И. Макаров, журналисты федеральных и международных СМИ. Гремела музыка, звучали благодарственные речи, горели трудовым огнем глаза охочих до работы кировчан – около 500 человек могли получать здесь гарантированный приличный заработок. 200 железнодорожных вагонов должны были ежедневно уходить из карьера на стройплощадки страны, а два миллиона рублей выручки каждый день оседать на счетах предприятия. Налоговые же отчисления могли превратить станицу Зольскую, на территории которой расположен карьер, в богатейший муниципалитет. Как сказал бы О. Бендер, в Нью-Васюки, и оказался бы прав. Потому что пока благоденствие здесь виртуальное: карьер сегодня неработоспособен.

Отсутствует пакет заказов, у предприятия заключен только один (!) договор на поставку продукции, и тот – с посредником, полностью отсутствует служба сбыта...

– Система производства разбалансирована, – продолжает и. о. первого заместителя директора С. Аврамец. – На предприятии нет штатного расписания, нет плановой цифры затрат на зарплату, нет плановой себестоимости и даже коллективного договора с работниками, разговаривать с которыми следует языком нового Трудового кодекса.

По данным отдела кадров, примерно 50 процентов работников оказались жителями Кавминвод, в то время, как изначально предполагалось предоставлять рабочие места в первую очередь населению Кировского района. И если итээровцев с опытом работы и знаниями горного дела в станице Зольской найти действительно сложновато, то рабочих рук тут хоть отбавляй. Но предпочтения были не на их стороне – карьер брал на себя немалые затраты по доставке на работу жителей Иноземцево, Кисловодска, Ессентуков, Железноводска.

Сейчас необходимо заново утверждать структуру штатного расписания, создавать маркетинговую, финансовую, хозяйственную службы.

Но самое "веселое" то, что на предприятии нет генерального директора. Точнее, есть исполняющий его обязанности представитель "Итеры" Д. Виноградов, а настоящего руководителя будет утверждать совет директоров 20 февраля. Кадровая чехарда – одна из главных причин сегодняшней плачевной ситуации.

– Если бы с момента пуска кандидатура директора была подобрана грамотно, с учетом специфики знаний в горнорудном деле, с учетом местных особенностей, больших проблем не было бы, – считает глава Кировской госадминистрации П. Кожин.

На начальном этапе карьер возглавлял генеральный директор В. Бережнов, который с достижением пенсионного возраста сложил с себя полномочия. После него директорское кресло было предложено только что ушедшему с поста мэра Кисловодска В. Бекетову. Ровно неделю он поработал на карьере, был представлен коллективу, но ушел в администрацию Кавминвод. Причину прилюдно не объяснил, но к лету прошлого года уже было понятно: РАО ЕЭС, осознавшее, что брошенный им карьер превратился в весьма привлекательное предприятие, и "Итера", воплотившая замысел государства в реальность, вступили в фазу выяснения отношений. Предмет спора – чья доля вложений в строительство больше, кто кому компенсирует затраты или, иначе, кто в доме хозяин. Работать в условиях, когда паны дерутся, чревато треском чубов у холопов. Время показало, что решение В. Бекетова было дальновидным -последний год карьеру было не до работы.

Пытался навести здесь порядок В. Кочерга, с кресла министра строительства краевого правительства пересевший в кресло гендиректора карьера. Поначалу дело закипело. В. Кочерга серьезно стал работать над сокращением затратного механизма и подъемом эффективности. Но дело не заладилось: стали выползать слухи о том, что директор излишне самоуправствует – увольняет кадры, собственноручно подписывает каждую накладную и вообще "делает что-то не то". Это "что-то" в конечном итоге и превратилось в полную разбалансированность работы карьера как в производственном, так и в организационном плане. А поскольку вновь созданное предприятие по закону в течение года не подлежит контролю со стороны налоговой инспекции и полиции, то реальной обстановкой на карьере в полном объеме могли владеть только хозяева, то есть "Итера". Все прямые и косвенные попытки разобраться в положении дел со стороны кировской власти и журналистов наталкивались на одно: коммерческая тайна.

Когда кризис на карьере стал очевиден за пределами проходной, пришло время сверить позиции. В. Кочерга заверял Кировскую госадминистрацию, что карьер под его руководством был задействован на 70 процентов мощности. Однако по документам выходило вдвое меньше. В итоге вместо ожидаемых поступлений в местный бюджет в размере 25-28 миллионов рублей, реально поступило... 1 700 тысяч. Налоговые отчисления предприятие платило из расчета 22 рубля с одного кубометра готовой продукции, в то время как другой карьер в Кировском районе с гораздо менее громким именем, мощностями и возможностями платил налогов 37 рублей с одного кубометра продукции. Станице Зольской явно перекрывался кислород: Нью-Васюки казакам только снились.

Если посчитать все убытки, которые понесли местный и краевой бюджеты, добавить к ним несложившуюся систему производства и управления, потерянное время, неоправдавшиеся надежды, невольно задаешься вопросом: а нужен ли этот карьер московским дольщикам? Они безрассудно теряют прибыль, ведя нескончаемые разборки в верхах, в результате чего "подвисли" серьезнейшие вопросы. Как свидетельствует С. Аврамец, имущество предприятия не оформлено в надлежащем порядке, не поставлено на баланс, находится в незавершенном строительстве.

Не разрешена и одна из главных проблем – дефицит железнодорожных товарных вагонов, почему, собственно, и испытывал карьер затруднения со сбытом продукции. После того как перестройка надломила экономику и межхозяйственные связи стали рваться, как нитки, потребность в вагонах упала, они стали именоваться металлоломом. В итоге 200 проектных вагонов в сутки карьер не мог реализовывать при всем желании: еле-еле с помощью районной власти удавалось набрать 90 вагонов, но и те собирали по всей Северо-кавказской железной дороге и даже из других регионов. Производство зашло в тупик. Крупнейший в Европе карьер сегодня крупнейший чисто теоретически.

"Итера" спохватилась. После Нового года на карьер прибыли ее представители, изучили ситуацию и в Москве 15 января на заседании совета директоров отстранили В. Кочергу от должности. Вместе с ним шесть человек подали заявления о выходе из состава совета директоров во главе с его председателем, представителем "Итеры".

К сожалению, встретиться с В. Кочергой нам не удалось, не отвечал он и на телефонные звонки кировского главы П. Кожина.

...Некрасивая получилась ситуация: инвестор с международным именем пришел на ставропольскую землю – спасибо ему! – построил классное бюджетообразующее предприятие, разрабатывает природные богатства, на что ему выделяется 500 гектаров пахотной земли, выведенной из оборота района, местной властью рассматривается вопрос развития подсобного хозяйства для питания работников... И - никаких попыток к поддержанию диалога.

Сытый голодного не разумеет – "Итере" понять, как много значит для дотационного района работающее и платежеспособное производство, трудно. А району, да и краю вроде как бы и не совсем приличествует учить уму-разуму богатого инвестора и подстегивать его поскорее навести порядок и приступить к делу. Да и дело-то это хоть и государственное по значимости, но частное по финансированию. А тут - хозяин-барин. Никаких рецептов в этой ситуации не придумаешь.

Дальнейшая история рожденного в муках предприятия теперь связана с новым кандидатом в "песчаные генералы", имя которого будет озвучено 20 февраля. Но нельзя не заметить, что явно назрела необходимость формировать совет директоров Малкинского карьера не только из представителей "Итеры", но и Ставропольского края и Кировского района. Имеем же мы право знать, что происходит на нашей земле, насколько эффективно используются ее недра...

Кировский район

«Генералы песчаных карьеров»
Газета «Ставропольская правда»
14 февраля 2002 года