06:00, 13 февраля 2002 года

"Наших бьют!"

Услышав этот клич, десятки молодых людей в станицах и селах Ставрополья многократно за последние годы бросались "стенка на стенку". Жестокие драки не единожды приводили к увечьям, а в Туркменском и Изобильненском районах столкновения и вовсе переросли в трагедии: погибли люди. Подобные побоища вызывают тревогу во властных структурах и правоохранительных органах, будоражат обывателей. Возбуждаются уголовные дела, проводятся следственные действия, чередой идут разного рода совещания и заседания. А в сельской глубинке от двора ко двору носятся слухи и домыслы о причинах и зачинщиках массовых драк. Мало-помалу кривотолки затихают, занятые рутинной работой следователи снижают начальную активность. Люди, ставшие свидетелями неоправданной жестокости, внешне успокаиваются. Но подспудная тревога остается. Правда, не у всех.

Забыть или помнить?

В конце января нынешнего года состоялось совместное заседание совета безопасности и этнического совета Туркменского района. Речь шла о выполнении комплексной программы гармонизации межэтнических отношений, работе туркменской национально-культурной автономии, о мерах по недопущению конфликтов. Докладчики не давали воли эмоциям, спокойно говорили о создании отрядов самообороны и добровольных казачьих дружин, о концертах, спортивных соревнованиях и различных праздниках, направленных на укрепление дружбы между жителями различных национальностей. Один из выступающих, рассказывая о том, как славно жители села Кендже-Кулак и аула Сабан-Антуста в минувшем году вместе празд-новали День Победы и торжественно провожали парней в армию, обронил фразу, что, мол, надо поменьше говорить о ЧП, случившемся в январе 2001-го, а то и вовсе о нем забыть.

Сказать легко. И забыть, в принципе, можно. Особенно тем, кого январская трагедия лично не коснулась. А как быть родным и близким Виктора Онищенко, погибшего тогда от рук пьяных отморозков? Забудет ли камень, брошенный ей в лицо учитель истории Валентина Бесшапошная? Простит ли беспричинный удар ножом в грудь Алексей Шрамко?

Стоит, видимо, напомнить непосвященным читателям суть дела. На рождественские праздники, в январе 2001-го, в селе Кендже-Кулак несколько парней не поделили столик в баре. Тогда и прозвучало пресловутое "наших бьют" среди гостей свадьбы, которую праздновали в туркменской семье. Драка начала разрастаться как снежный ком. А на следующий день, не довольствуясь тем, что убили одного и покалечили нескольких человек, молодые люди из Сабан-Антусты при поддержке земляков из Эдельбая (Благодарненский район) решили устроить в Кедже-Кулаке дополнительную "разборку". Лишь несколько нарядов милиции, вовремя подоспевших к месту событий, сумели предотвратить новую трагедию.

Пишу об этом вовсе не для того, чтобы разбередить еще не зажившие раны. Речь об ином: организаторы массовой драки во время свадьбы в Кендже-Кулаке до сих пор остаются в тени. Как и те, что учинили побоище в том же селе три года назад. Понимаю, что работники правоохранительных органов в отличие от обывателей не могут руководствоваться эмоциями. Кто кого ударил? Чем? Какое нанес повреждение? Не будет ответов на эти вопросы – дело в суде лопнет как мыльный пузырь.

Но нельзя не учитывать и иной фактор: коль следствие затягивается на неопределенный срок, некоторые из молодых людей (не только участники драки) воспринимают это как безнаказанность и вседозволенность – "им можно, а почему нам нельзя?". И снова идут "стенка на стенку"...

Рецидив

Он возник не в Кендже-Кулаке и не в Сабан-Антусте. Но в том же районе, в селе Красный Маныч. Повздорили между собой несколько парней, наставили друг другу синяков. Не добившись убедительной победы, враждующие стороны начали собирать сторонников для "генерального сражения".

Трудно сказать, чем бы все кончилось, если бы участковый инспектор милиции и старейшины села оказались не на высоте. Получив информацию о назревающем конфликте, они приняли превентивные меры: умудренные опытом старики увещевали молодежь пойти на мировую, а участковый уполномоченный милиции жестко пообещал, что тот, кто нанесет первый удар, незамедлительно окажется в камере следственного изолятора...

Об этих событиях все на том же заседании районного "совбеза" рассказывала управляющий делами Красноманычского сельсовета А. Голочанова. Слушая ее, не мог не вспомнить нареканий тогдашнего прокурора Туркменского района Артура Попова в адрес участкового инспектора майора милиции Юрия Стрекалова. Дескать, участковый уехал из Кендже-Кулака, зная, что на его участке намечается массовое мероприятие – свадьба. Будь милиционер на месте, вполне возможно, удалось бы предотвратить масштабную драку: порой одного-двух выстрелов в воздух из табельного оружия бывает достаточно, чтобы отрезвить зачинщиков.

Нынешний прокурор района Олег Тищенко резко прокомментировал выступление представителя сельсовета, подчеркнув, что независимо от масштабов ЧП зачинщики должны быть обязательно наказаны. Мол, иначе мы от массовых драк никогда не избавимся.

Позже, уже в частном разговоре, прокурору вторил начальник районного ОВД подполковник милиции Александр Демченко. Он упрекал работников сельских администраций и руководителей сельхозпредприятий в местничестве и повышенном самомнении (глава Кенджекулакского сельсовета и председатель СПК "Кенджекулакский" спорили, кто к кому должен ходить в кабинет): "Вместо того чтобы организовывать новые рабочие места, выясняют, кто главнее. А хозяйства тем временем разваливаются, безработица набирает темп...".

Безработица – понятно – одна из главных социальных причин подобных конфликтов. Но есть и другие.

Семена раздора

Говоря о причинах вроде бы немотивированных массовых драк молодежи, выступавшие на районном "совбезе" приводили различные аргументы. Среди них – недостаток образованности и культуры, тлетворное влияние западных боевиков, пропагандирующих зло и насилие, просчеты в семейном и школьном воспитании... А руководитель отдела образования Туркменского района Рамазан Бакиев, на мой взгляд, выдвинул тезис, заслуживающий особого внимания: ребята, выпускники девятого-одиннадцатого классов, два-три года до призыва в армию остаются предоставленными сами себе. Для них (особенно в сельской глубинке) не находится рабочих мест. Они сбиваются в толпы и стаи, пьянствуют, употребляют наркотики и по первому призыву готовы ввязаться в любую драку...

Подтверждая этот тезис, начальник РОВД подполковник милиции А. Демченко еще раз подчеркнет, что в "тревожном" сельсовете дают ростки новые семена раздора. А именно: семнадцать жителей Сабан-Антусты выразили желание отделиться от СХП "Кенджекулакский", обещают тем, кто к ним примкнет, безбедную жизнь и всяческие блага.

Еще тогда, в январе минувшего года, вместе с замглавы госадминистрации района Натальей Пересада слышал от радикально настроенных жителей Сабан-Антусты: дескать, одной из причин конфликта является то, что на центральном участке (в Кендже-Кулаке) и мельница, и пекарня, и мастерские. А аул обделен, несправедливо это. И вот теперь группа крестьян решила "восстановить справедливость".

Интересно, каким образом это планируется сделать? Ну отделятся, получат землю и пяток изношенных тракторов. Беспроцентных кредитов нынче, как в начале фермерского движения, никто не даст. Основное сельхозпредприятие вряд ли согласится на льготных, как сейчас, условиях снабжать отделившихся мукой и хлебом. День за днем будут накапливаться новые обиды. Где гарантия, что они не выплеснутся однажды в массовом столкновении молодежи?

По словам одного из участников районного "совбеза", где-то в глубине продолжает тлеть огонек двух минувших конфликтов: парнишка из Сабан-Антусты, которого он подвозил на своей машине, вскользь обмолвился, мол, "мы от русских наконец-то отделяемся...".

Заметьте, не от колхоза, – от русских.

Психология толпы

Тем не менее не берусь однозначно утверждать, что прошлогодняя трагедия В Кендже-Кулаке имеет межнациональные корни. Недавнее ЧП в станице Филимоновской Изобильненского района свидетельствует, что чаще всего массовые драки имеют бытовые мотивы.

Станичники Филимоновской и Новомарьевской (Шпаковский район) дружили с незапамятных времен. Новомарьевские по традиции ежегодно приезжали к соседям за дешевыми поросятами, оказывали им помощь в уборке урожая. Случалось, за неделю зарабатывали в Филимоновской больше, чем у себя за всю летнюю страду. Так бы продолжалось, наверное, и поныне, не вмешайся "пришелец", парень, не имеющий в Новомарьевской родовых корней. Не Геракл. Но весьма агрессивный и хитрый (имен и фамилий не называю, ибо следствие еще не закончено).

Приглянулась ему девушка в соседней станице. Местным парням это не понравилось. Раз предупредили, два... Потом "вескими аргументами" воспользовались. Тот, в свою очередь (на чужой территории), избил нескольких филимоновских парней. А когда получил сдачи, решил организовать поход на соседей, создать ту самую "силовую стенку". И заранее пригрозил: "Приедем в субботу, разберемся...".

Пришедших на дискотеку полупьяных подростков долго агитировать не пришлось: "навербовал" около сорока человек. Дело оставалось за водителями: те должны были быть (ГИБДД часто "гостит" в станицах) абсолютно трезвыми. Выбор пал на почти тридцатилетних мужчин. Те поначалу заартачились. Но "герой" и его близкие друзья, напирали на слабую струну: "Ты что, не мужик, что ли?". Три человека оказались "мужиками" (одному из них и предстоит, похоже, в одиночку отвечать за гибель участкового инспектора милиции из Филимоновской). Согласившись, они стали членами "стаи" и вольно или невольно приняли психологию толпы. Когда вместе – ничего не страшно. А что будет потом, об этом никто не задумывается...

В субботу в соседней станице их уже ждали (предупреждение "пришельца" не оставили без внимания) подростки и парни призывного возраста. С дрекольем, палками, утыканными гвоздями. Их не осуждаю - защищать свой очаг дозволено, на мой взгляд, любыми средствами и способами. И началось побоище, повлекшее с обеих сторон многочисленные ушибы и переломы, а также смерть участкового инспектора милиции из Филимоновской.

Бумажная дружина

В очередной раз вынужден буду повториться: ЧП можно было предотвратить. И с той, и с другой стороны. Филимоновские знали, что на них готовится нападение, и могли заблаговременно (как это случилось в Красном Маныче) вызвать наряд милиции. И в Новомарьевской "отряд возмездия" формировался далеко не в глубоком подполье. "Активисты" звонили по телефонам, в открытую "агитировали" молодежь поехать к соседям с акцией устрашения на ступеньках Дома культуры. Будь в тот день на дискотеке (разве не массовое мероприятие?) участковый инспектор или его помощник, они просто не выпустили бы злополучные три машины за пределы станицы.

Некоторые нынче говорят, что в случившемся виноваты и члены добровольной казачьей дружины станицы Новомарьевской. Дескать, кто-то из них должен был в ту злополучную субботу нести дежурство. И если не воспрепятствовать поездке погромщиков, то хотя бы проинформировать о готовящихся хулиганских действиях правоохранительные органы. Что ж, с больной головы на здоровую валить легко. Не работает милиция – давайте будем упрекать общественные формирования. Причем не совсем реальные, существующие зачастую только на бумаге.

Не берусь утверждать, что во всех без исключения районах Ставрополья существуют лишь "бумажные" дружины. Недавно подписан договор между ГУВД края и Ставропольским отделом Терского казачества, предусматривающий (при активном содействии милиции) создание отрядов самообороны, в которые войдут не только православные, но и мусульмане, приверженцы других религиозных конфессий. Отбираются кандидатуры, составляются списки...

Есть списки членов добровольной казачьей дружины и у главы сельской администрации Новомарьевской Ю. Качанова, и у участкового уполномоченного милиции В. Соколовского (во время ЧП он был в очередном отпуске). Но что толку от этих списков, если правовая и социальная защищенность дружинников и членов отрядов самообороны равна нулю? В той же Новомарьевской был уже прецедент, когда пьяные хулиганы сбили с ног дежурного члена ДКД Александра О. Правоохранительные органы на этот факт никак не отреагировали. Зато жены дружинников пришли к главе сельской администрации с требованием: "Наших мужиков не трожь. Прибьют их – кто детей кормить будет?".

А и вправду, кто? Правовой статус дружинников в федеральном законе до сих пор не оговорен. Компенсации за потерю трудоспособности при выполнении общественных обязанностей не предусмотрены. Права не определены. Только обязанности. И некоторые льготы. Эти льготы работодатели, кстати, признавать не собираются. Это раньше все структуры, включая колхозы, брали под козырек и предоставляли дружинникам отгулы и дополнительные три дня отпуска. Зачем сегодня частнику такая обуза?

Вместо послесловия

Думаю, виновников трагедий в Кендже-Кулаке и Филимоновс-кой рано или поздно все-таки найдут и осудят. Если процессы будут гласными, то это на какое-то время остудит молодые горячие головы. А что потом? Имеем ли мы гарантии, что на клич "наших бьют", не отзовутся парни в Ставрополе или в каком либо районе края?

Возможно, аргументированные ответы на эти вопросы есть у руководителей властных структур и правоохранительных органов. Если так, хотелось бы их услышать. И не только мне одному. Но мне лично кажется, что зачастую мы излишне поспешно и резко расставляем акценты, мотивируя массовые драки то межнациональной рознью, то обычным хулиганством. Проблема гораздо сложнее: она включает в себя и социальное расслоение общества, и недостаток культуры, и откровенные провокации со стороны "пришельцев", умело использующих психологию толпы.

«"Наших бьют!"»
Газета «Ставропольская правда»
13 февраля 2002 года