06:00, 2 февраля 2002 года

Гнулись в огне рельсы

...Людмила Александровна Засекина в небольшом доме по переулку Станционному, что в двух шагах от Невинномысского железнодорожного вокзала, живет уже 45 лет. И никаких ЧП за это время здесь не было. А в ночь на 1 февраля ее разбудила соседка: на путях пожар! Там горели, выбрасывая языки пламени и клубы дыма, две цистерны. Это уже потом и Людмила Александровна, и весь город узнали, что этот пожар грозил Невинке большой бедой.

Началось все в 0.25 первого февраля. Когда грузовой железнодорожный состав на станции Невинномысская тронулся с места, взорвалась одна из находящихся в его хвосте 60-тонных цистерн с бензином. От нее загорелась вторая... Обе взрывом отбросило с путей. Происходило все это в 700 метрах от вокзала, практически напротив зданий батальона бригады железнодорожных войск. Пожарные расчеты прибыли к месту ЧП буквально через десять минут. Приехали и расчеты пожарной части "Азота", сотрудники городского управления по делам ГО и ЧС, работники УВД города (они оцепили место ЧП и прилегающие микрорайоны). Картина перед ними предстала прямо-таки апокалиптическая: контактная сеть была разорвана над восемью путями, горящий бензин разлился в радиусе 50 метров. Раскаленные рельсы корежило от огня, как спички.

Однако сразу приступить к тушению пожарные не смогли. Огромное напряжение упавшей контактной сети убило бы их. Железнодорожникам потребовался час на то, чтобы отключить ток. А время шло. За этот час ситуация грозила перейти в непредсказуемое русло. Рядом с цистернами находился состав с аммиачной селитрой. Когда его отогнали подальше, выяснилось, что селитра в нескольких вагонах начала плавиться. Возможный взрыв (а селитра очень взрывоопасна) разнес бы несколько кварталов. Заливку расплавленных удобрений помогали проводить специалисты с "Азота".

Тушить цистерны начали в 1.39. Бензин пропитал грунт на 40 сантиметров, и огонь, заливаемый водой и пеной, вспыхивал вновь и вновь. Осложняло ситуацию слабое давление в пожарном водопроводе. А потому пожарные машины ездили еще "цепочкой" и в другой район города. Прибыли на место ЧП и представители Минераловодского отделения СКЖД. Пожарные работали по пояс в воде и пене...

Ликвидирован пожар был в 3.30. На его тушении были задействованы 70 человек (не считая сотрудников УВД города, медиков и т.д.). Жертв и пострадавших нет. Пожарный поезд, высланный из Минеральных Вод, подоспел в 3.23, когда основной очаг возгорания был уже потушен.

До семи утра движение всех поездов было парализовано. А затем они пошли, естественно, с большим опозданием. Вчера в черте города и за ним скапливались "хвосты" грузовых составов. Ликвидацию последствий ЧП: восстановление железнодорожного пути и контактной сети, замену рельсов и шпал – вели спецбригады из Минвод. Сумма ущерба еще не установлена, но ясно, что счет идет на миллионы рублей.

* * *

Вчера утром первый заместитель главы Невинномысска, председатель городской комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций Николай Тулба дал на пресс-конференции анализ проделанной специальными службами работы. Он считает, что в условиях ЧП пожарные, милиция, ФСБ, управление по ГО и ЧС сработали хорошо. Хотя не обошлось и без огрехов (например, по взаимодействию служб). А вот железнодорожники подверглись жесткой критике со стороны первого замглавы. Они не обязаны подчиняться по закону городским властям, но, по мнению Николая Тулбы, не принимают должных мер для повышения безопасности на железной дороге. Тот же пожарный поезд раньше находился в Невинномысске, а теперь его гнали из Минвод. Невинке же с ее тысячами тонн отправляемых химических взрывоопасных грузов такой поезд необходим на случай ЧП (что и доказало вчерашнее происшествие). Не могут найти городские власти контакт с Северо-Кавказской железной дорогой и по многим другим вопросам.

Точная причина взрыва и пожара еще не определена. Версию теракта сотрудники всех служб и представители городской администрации отвергают. По их мнению, теракт его устроители постарались бы сделать более масштабным. Судя по тому, что взрыв произошел сразу после того, как состав сдвинулся с места, сдетонировал вытекший бензин (он, кстати, не обычный, а специальный – сделан из газоконденсата). Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Вчера в Невинномысске прошло также заседание краевой комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее проведение связано с ночным ЧП на железнодорожной станции.

«Гнулись в огне рельсы»
Газета «Ставропольская правда»
2 февраля 2002 года