06:00, 1 февраля 2002 года

Русская Америка: "золотой штат"

В статье "И все-таки она была, Курилороссия" ("Ставропольская правда" 3 августа 2001 года) мы уже рассказывали о бесстрашных землепроходцах, которые упорно шли на восток, осваивая новые земли. Что их вело в дальние края? Любопытство? Любовь к риску? Жажда наживы?

Один из ответов известен: пушной промысел, давший мощный толчок поразительным географическим открытиям, совершенным русскими людьми в середине XVIII столетия. Добыча и продажа сибирской пушнины составляли тогда одну из главных статей дохода казны во внутренней и еще больше во внешней торговле. В поисках дорогого зверя дошли до Охотского моря, и, естественно, встал вопрос о разведке новых земель, что привело к новым открытиям, к освоению Аляски и Калифорнии. Первым походом русских к берегам Америки была экспедиция Ивана Федорова и Михаила Гвоздева в 1732 году. Почти через десять лет корабли под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова проложили морскую дорогу из Сибири в Америку.

Началось неуклонное продвижение русских мореходов, купцов и "промышленных людей" на восток от Камчатки вдоль Алеут-ских островов. Несметные богатства, которые давал здесь промысел морского зверя, неудержимо влекли многих сибиряков за море. В неведомые земли. Навстречу опасностям. Купцы не скупились на строительство кораблей, вербовку людей в артель и на организацию исследования новых земель, так как меха морских бобров и котиков окупали сторицей любые затраты.

По мере истребления драгоценного морского зверя на ближайших островах промышленники продвигались все дальше на восток. В 1799 году на острове Ситха, в глубине Ситхинского залива, они построили деревянную крепость, которую нарекли Архангельской. Три года существовала крепость. Три года отсюда на лодках на бой морских и пушных зверей уходили мужики. Однако индейцы-тлинкиты, убедившись в том, что русские намерены обосноваться на их земле прочно и надолго, решили избавиться от непрошеных гостей и штур-мом взять Архангельскую. Полыхало пламя, густой дым застилал прибрежные скалы. Сотни индейцев носились вокруг бревенчатой стены и на широком дворе крепости, которую защищали всего тридцать человек. Нападающие, одетые в лосиные шкуры поверх деревянных доспехов с нагрудниками из железных полос, с лицами, ярко раскрашенными в красный и черный цвета, они имели устрашающий вид. Стрельба из ружей, свист летящих стрел, треск горящих бревен, крики сражающихся производили невообразимый шум.

...Через несколько часов крепость пала. Это было в июне 1802 года, а через два года, в сентябре 1804 года, на острове Ситха появилась новая крепость, ее и назвали Ново-Архангельской. Она стала столицей русской Америки. Отсюда уходили суда для освоения новых земель.

Русских давно привлекала Калифорния – страна, где под жаркими лучами солнца росли гигантские секвойи и сосны, могучие дубы и каштаны. Она была обильна не только рыбой и пушным зверем, но и плодородными землями, которые давали большие урожаи пшеницы, ячменя, маиса, овса, бобов, гороха, овощей и фруктов. Однако в Калифорнии уже хозяйничали испанцы, а они совсем не хотели делить с кем-либо добычу. На западном берегу залива они основали свою миссию под названием Сан-Франциско.

Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы один из учредителей и крупнейших деятелей российско-американской компании Николай Петрович Резанов не влюбился в умную, прекрасную дочь губернатора Калифорнии, испанку Марию-Консепсию и попросил ее руки. До этого он так сумел обворожить всех членов миссии, что губернатор с удовольствием согласился на этот брак.

"Отнюдь не из корысти, – писал Резанов далекому другу, - или необдуманной страсти сделал я предложение Конче... А по искренней привязанности к ее благородному сердцу. Предвижу я толки и, может, усмешки столичных друзей, что-де, мол, Резанов женится на испанке, дабы споспешествовать дипломатической карьере, а я, ей-богу, не думаю о ней и ем хлеб государя не за чины и награды, а только из любви...".

Это произошло в 1807 году. Теперь испанцы благосклоннее относились к русским, основывавшим свои поселения в благодатной Калифорнии. Весной 1812 года на крутом берегу недалеко от Сан-Франциско высадились 25 русских и 80 алеутов под предводительством коммерции советника Ивана Кускова. А летом здесь уже возвышалось укрепленное селение – форт Росс, самое отдаленное и самое южное русское поселение в Америке, ставшее на три десятилетия базой снабжения Аляски продовольствием и различными товарами.

Русские поселенцы очень скоро освоили территорию, прилегающую к форту. Они занимались земледелием, садоводством, разводили скот. В 1820 году построили часовню, посадили сто яблонь, груш и вишневых деревьев, невиданных здесь ранее. С местными индейцами заключили договор "О защите, помощи и лояльности". Дела шли все лучше и лучше, и русские подумывали о покупке у индейцев новой большой территории.

Однако в тридцатых-сороковых годах русско-американская компания стала нести убытки. Царское правительство не поддержало ее финансами, и русские покинули форт Росс, продав его в 1841 году за 30 тысяч пиастров американцу Суттеру. Вместе с пушками, мастерскими и фруктовыми деревьями. Позже, в 1867 году, похожая участь постигла и Аляску.

...Прошло полтора столетия, но до сих пор в этих местах живы воспоминания о добрых и сердечных россиянах – море-плавателях и землепроходцах, немало способствовавших развитию этого края. На севере Калифорнии, пожалуй, как нигде в Соединенных Штатах, сохранилось много мест, связанных с русской историей. Лишь Аляска может соперничать в этом смысле с "золотым штатом". Здесь и в наши дни есть русские села, звучит русская речь. Один из холмов, на которых раскинулся известный своими космополитическими и либеральными традициями город Сан-Франциско, называется Русским. В очертания этого, как говорят американцы, прекрасного, романтического, экзотического города давно вписались две православные церкви, действующие и поныне.

В сороковых годах девятнадцатого века, уже после того как русские покинули Калифорнию, здесь нашли золото, и десятки тысяч желавших обогатиться хлынули в эти места. Осознало ли русское правительство, какой благодатный, какой богатый край оно потеряло? Наверное, нет, потому что ситуация повторилась, когда после ухода русских из Аляски там нашли золото!

Если спуститься с Русского холма в Сан-Франциско, переехать знаменитый мост Гейт Бридж и продолжить путь в северном направлении, то примерно за час на автомобиле можно добраться до города Себастопол – яблочной столицы штата Калифорния. Начало этому яблочному раю положили русские, о чем здесь тоже помнят! Из Себастопола дорога вдоль Русской реки ведет к океану. Пе-рекусить путники могут в заведении, которое называется "Русский паб". Еще несколько километров вдоль высокого скалистого берега на север, и начинается территория калифорнийского исторического парка. В него входит и форт Росс. Вон уже показались знакомые силуэты невысоких деревянных башен с бойницами, соединенные глухим забором...

Сергей БОЙКО
«Русская Америка: "золотой штат"»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2002 года