06:00, 1 февраля 2002 года

"Да курятник хоть куда!.."

В театре кукол – премьера

Кто из нас в раннем детстве не слышал замечательную сказку С. Маршака "Кошкин дом"? Вот уж поистине – бестселлер для дошколят. Классика, на которой выросло не одно поколение. Повзрослев, читало ее своим детям, а потом – уже и внукам. "Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!.." – так и слышишь эти строчки очаровательного "ужастика" с его незатейливой, но чрезвычайно доходчивой воспитательной подоплекой. Ну, насчет того, как надо ценить дружбу, взаимовыручку, порядочность, наконец. Педагогика, лишенная занудной назидательности, зато насыщенная фантазией и юмором – вот что такое "Кошкин дом". Дом, который построил, то есть, извините, поставил коллектив Ставропольского краевого театра кукол под руководством главного режиссера Григория Гольдмана.

Да, фантазией явно не обделен буквально ни один из участников занятого в спектакле ансамбля, от режиссера и актеров до художников и костюмеров. В итоге зрелищность постановки стала самым привлекательным ее качеством вкупе с не менее выразительной музыкальностью. Благодаря тому, конечно, что в основе ее помимо проверенного временем маршаковского текста – этакий музыкальный фейерверк рок-оперы Ильи Свиридова. То есть было приятно как видеть, так и слышать все происходившее с забавными персонажами. Причем И. Свиридов сам и озвучил голоса поющих героев, блестяще справившись с этой задачей. Успеху музыкального ряда спектакля немало способствует великолепная аранжировка, осуществленная преподавателем Ставропольского училища искусств Олегом Щербиным. Как и оригинальное оформление всего действа – плод творческого вдохновения Любови Борисовской, художника из Самары. Словом, все вполне соответствует заявленному в программке обозначению постановки как "Театральной истории с дымом и рок-концертом": звучит, не правда ли? Дерзко, весело и с выдумкой.

Из актерского ансамбля спектакля чрезвычайно трудно выделить кого-то особо, настолько высок общий исполнительский уровень, являющий собой прекрасный образец гармонии опыта старшего поколения с талантливым напором младшего состава труппы. Роскошно-вальяжная главная героиня Кошка Татьяны Стукачевой, Козел-подкаблучник Рашида Темниханова, эдакая огородная леди-Коза Елены Куликовой, пародийно-придурковатые Курица Ирины Ниловой и Петух Александра Ефремова, степенный страж дома – дворник-Кот Павла Сажнева, хлопотунья-мамаша Свинья Светланы Гниденко – каждый персонаж наделен ярко выраженным характером и даже в некоторой степени биографией, читаемой в поведении, манерах и, разумеется, костюмах, мастерски изготовленных руками Таисии Вахониной. Две роли достались Алексею Куликову: он и ведущий, и Огонь, и всюду очень разный, то спокойно деловитый, источающий легкую иронию, то неистово-пылкий, сверкающий, как и положено Огню. Симпатичные Котята и параллельно ассистенты ведущего – Наталья Ледовских и Марина Пикалова – вносят в спектакль ненавязчивое очарование юности и какой-то мягкой теплоты. И вся сказка получилась очень добрая, человечная, при том что живут в ней исключительно представители животного, так сказать, мира. Исполняемые людьми-актерами, а не куклами, что значительно отличает "Кошкин дом" от других работ этого коллектива. Маски, однако, так хороши, что вполне восполняют сей "недостаток"...

Торжествующее в финале добро – сказка же! – станет еще одним неизгладимым для маленького зрителя впечатлением. Чтобы, вырастая, мальчики и девочки помнили простецкую, но такую важную истину: надо быть добрым! Твое доброе вернется к тебе теплом дружеской улыбки, слова, поступка. С появлением в репертуаре театра сказки "Кошкин дом" в самом этом здании, кажется, тоже прибавилось чего-то такого же доброго. Жаль только, что премьера и дальнейший "прокат" спектакля в обозримом будущем будут проходить в чужих стенах, поскольку свои обветшали до неприличия и вроде бы – страшно сказать! – наконец дождались реставрационных работ. Гостеприимный зал филармонии на какое-то время приютит ее величество сказку. А вот с членами театрального коллектива сложнее. Им приходится сейчас работать буквально где попало, под отнюдь не вдохновляющий шум стройки со всеми ее сопутствующими "прелестями". Конечно, перспектива окончания ремонта "где-то глубокой осенью" должна согревать. И дай бог этой перспективе своевременно воплотиться в жизнь! Но можно ли назвать творческой ту чемоданно-лихорадочную обстановку, в которой приходится существовать театру? Я уж не говорю о пылящемся и подвергающемся угрозе разрушения реквизите. Как это все по-нашему, по-российски, увы...

Кукольники, однако, продолжают излучать столь характерный для них оптимизм, закаленный годами. Они даже в сказочном действе умудрились вполне уместно помечтать-посмеяться, имею в виду финальную сцену, когда восторженное обсуждение нового Кошкиного дома выливается в шутливую демонстрацию некоего архитектурного проекта с красноречивой надписью – "Театр кукол". Так и хочется вслед за оценившим кошкино жилье Петухом воскликнуть: "Да, курятник хоть куда!...". Надо ли пояснять, что на петушином языке "курятник" символизирует если не дворец, то уж особняк во всяком случае. Думаю, ставропольские малыши (а также их папы, мамы, бабушки, дедушки и еще более – актеры, режиссеры и проч.) вправе ожидать - хоть и "где-то глубокой осенью" – открытия обновленного Дворца сказок.

Наталья БЫКОВА, Эдуард Корниенко (Фото)
«"Да курятник хоть куда!.."»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2002 года