06:00, 26 января 2002 года

Ах, как давно я не ходил в кино...

Недавно предложил друзьям: давайте в кино сходим. В ответ они руками замахали: там ни кофе, ни чая, ни удобного дивана! Пришлось идти одному. Фильм показывали интересный – "В августе 44-го", когда-то книгу такую читал. В этот день два дневных сеанса отдали старшеклассникам школ райцентра, даже цены на билеты для них снизили до 5 рублей. Зритель оказался довольно шумный. Весь сеанс пришлось всматриваться и вслушиваться в происходящее на экране, поскольку "дети" соревновались в перешагивании через кресла, весело, простите, "ржали" над своими плоскими шутками относительно героев фильма, щелкали семечки и катали по полу бутылки.

Мне тоже захотелось удобного дивана, чашки чаю и домашней тишины. И вспомнилось, вроде, недавнее и такое далекое время, когда мы ходили в любую погоду в кинотеатры, стояли в очередях за билетами и были рады, когда они нам доставались.

Двадцать лет назад киносеть Кочубеевского района имела 56 киноустановок, не считая школьных и профсоюзных кинотеатров, а также три кинопередвижки. Сегодня лицензии открыты только на одиннадцать киноустановок. Фильмы показывают в райцентре, в селах Ивановском, Казьминском, Балахоновском, Новая Деревня, станице Барсуковской. О хуторах речи нет, в закубанской зоне кино не показывают уже лет пять.

Директор районной киносети Александр Лаптев вспоминает, что в свое время кинопредприятие было прибыльным. Действительно, кинематограф давал хорошие доходы государству. Но нагрянувшие реформы, инфляционные процессы бросили кинофикацию в нищету.

Чтобы выжить, дирекция ринулась к новому техническому чуду - видеоэкрану. Создали 12 видеопередвижек. Заключили договоры с владельцами видеомагнитофонов, отдавая им 60 процентов дохода. Народ на диковинку потянулся. В районном Дворце культуры по шесть сеансов в день проводили. В сельских клубах на 300 мест ставили телевизор на сцену. Что можно было рассмотреть? А люди шли.

Организовали службу видеопроката. Видеотека достигла 1200 фильмов! Видеобазу трижды обворовывали. Но она продолжала процветать. Потом появился налог на доход в размере 70 процентов. Он оказался непосильным, и через два года "видеорывок" в экономическое благополучие провалился.

Пришлось возвращаться к большому экрану. А он был уже не тот. Увяла система кинопроката. Наше кино для показа стало стоить в прокате на порядок выше зарубежного. Поэтому запестрели афиши в основном американскими фильмами (что дешевле). Вкусы зрителей стали разниться: одним нравились боевики, другим – мелодрамы. И вот уже многие, с кем довелось разговаривать, не могут объяснить, почему они в последний раз ходили в кино лет 7-10 назад. Нынче 15-20 зрителей в зале – большая радость для работников кинотеатров. А ведь из этих мизерных сборов складываются и нынешние возможности кинофикации, и заработная плата ее работников.

Такое впечатление, что в киносети могут трудиться только фанаты своего дела. Да они там всегда и были. Помню, как много лет назад довелось писать об одном киномеханике, инвалиде войны. Рядом с его землянкой вырос большой пятиэтажный дом, но квартиры в нем для него не нашлось. Да он и не жаловался. Довольствовался скудным скарбом, накопленным за всю жизнь на зарплату, и с увлеченностью рассказывал о своем деле. Все стены скромного его жилья были оклеены киноафишами разных лет.

Вот и сегодня киномеханик получает всего 400 рублей, а при высшей категории – 582. Но чтобы иметь право на эту сумму, надо сделать не менее 27 киносеансов в месяц.

Зритель, приходи! Не идет. Почему? Дело не только во вкусах. Надо признаться, что наши кинотеатры и кинозалы в нынешнем варианте и состоянии себя изжили. Неуютно в них зрителю на фанерных креслах, холодно зимой, душно летом. Жизнь изменилась, комфорт требуется. Без денег его не создашь.

Почти пять лет назад в крае был издан закон, который предусматривал государственное финансирование кинематографии в размере не менее 0,1 процента от расходной части краевого бюджета. Но на местах его действия не ощутили. Кое в чем местное самоуправление помогло, предоставило льготы по налоговым платежам, оплате за телефон, электроэнергию. Только этого мало.

Выход один: деньги нужно зарабатывать. Повышение цен на билеты эффекта не даст. Соседний Невинномысск может себе позволить цену за билет в 25 рублей. В с. Кочубеевском он стоит 5-10, максимум 15 рублей.

Можно бы заняться кинопрокатом, тем более что в этой сфере появились конкуренты – частные лица. Лицензия на такой вид деятельности доступна любому. Дело прибыльное. Директор киносети А. Лаптев привел в пример своего знакомого из Ростова, который занялся прокатом, заработал на этом большие деньги, купил квартиру в Москве и уехал туда жить.

Но профессиональным кинофикаторам заняться такой деятельностью сложно. Купить один фильм в собственность сегодня стоит в среднем 100 тысяч рублей. Таких денег нет, как нет и инвесторов. Вернее, они есть, но обходят киносеть стороной. Не верят, что это тоже доходное место, то есть его можно и нужно сделать таковым.

Киномир в России меняется. Последнее слово кинотехники -стационарные кинопроекционные комплексы с фонограммой "DOLBY-SR" и "DOLBY-SRD" – позволяют окунуться в красоту киноизображения и звука. Таких кинотеатров по стране появилось уже 80, и процесс продолжается. Правда, удовольствие дорогое, от 70 до 250 рублей за билет. Но, говорят, эффект стоит того.

Есть и другая система специально для сельской и районной городской киносети – DVD, стоимость которой 230-250 тысяч долларов со сроком окупаемости в пределах двух лет, как считают специалисты.

Понимаю, как сказочно, а, возможно, нелепо смотрится такая перспектива на уровне сельского района. Но если не смотреть на проблему, то киноотрасль в крае можно потерять. Одна из последних новостей: с нынешнего года кинопредприятия не будут финансироваться бюджетом, если не реорганизуются в культурно-досуговые центры и не уйдут под крыло отделов культуры. Самостоятельность теряется. Будет ли возможность заниматься коммерческой деятельностью – неизвестно. А сколько средств уйдет на перерегистрацию!

В то же время в апреле 2001 года создано открытое акционерное общество "Российский кинопрокат". Его цель естественна - зарабатывать деньги на киноотрасли. И в чьи руки попадут наши кинотеатры и кинозалы, кто будет заказывать "музыку" и воспитывать общество – вопрос немаловажный.

Становитесь в очередь за акциями, господа! Киномир меняется, его надо менять. Чтобы вернуть зрителя в зал, надо вновь сделать кино зрелищным развлечением. Как сто лет назад. И тогда оно опять станет искусством. Если не важнейшим, то во всяком случае важным.

В. СЕРЕБРЯНСКИЙСоб. корр.
«Ах, как давно я не ходил в кино...»
Газета «Ставропольская правда»
26 января 2002 года