06:00, 22 января 2002 года

Посмотрите на "врага"

"Дети Чечни" – так называется выставка фотографий, открывшаяся во Дворце детского творчества Ставрополя. На ней представлены работы двух ставропольских фотографов Александра Семененко и Эдуарда Корниенко. Всего за несколько месяцев эта скромная по масштабам экспозиция успела побывать в Екатеринбурге, Сочи и Москве.

В столице ее показывали на Международной сессии по правам человека – после того, как в Сочи на детском кинофестивале ее посмотрели полпред президента в ЮФО Виктор Казанцев и супруга президента Людмила Путина.

В ближайшее время выставке предстоит путешествовать по городам Юга России, а заявки на нее продолжают приходить из Санкт- Петербурга и Новосибирска, Москвы и Пскова, а еще из ближнего и дальнего зарубежья.

Что в них, в этих нескольких десятках цветных и черно-белых фото, отчего так много людей хотят увидеть их? Ведь, говорят, мы стали жесткими и циничными, а здесь нет эпатирующих и рвущих душу фрагментов чеченской бойни, нет надрывных снимков детей, ставших калеками, нет отчаяния или боли, нет грязи и крови – всего того, что вызывает всплеск эмоций и щекочет нервы.

Почти на всех фото – портреты. Детские лица, как в калейдоскопе, меняют друг друга. Каждое чем-то западает в память. Огромные распахнутые радостным удивлением ресницы мальчишек-подростков. Чуть смущенный взгляд уже взрослеющей девочки. Вытаращенные от страха и любопытства глазища пацана...

– В книге отзывов, – рассказывал Александр Семененко, пишут разное – и трогательное, и злое. Он побывал в Чечне несколько раз с гуманитарным грузом от своей организации – Ставропольского регионального правозащитного центра и с Датским советом по делам беженцев – и прожил там семь месяцев в домах местного населения. - Среди них много продавшихся и бандитов, много озлобленных, но много и просто обиженных. Я не испытываю к ним ни ненависти, ни любви, к негодяю отношусь, как он того заслуживает, а к нормальному человеку - нормально. Выставкой я только хочу привлечь внимание к детям, среди которых, кстати, не только чеченцы, но и русские. Кто из них вырастет? Что с этим делать – они уже 10 лет живут на войне, где царит культ оружия. Впрочем, эта выставка даже больше для детей, чем для взрослых, ведь для них чеченец – это уже образ врага. Вот пусть и посмотрят на своих "врагов".

Эдуард Корниенко, фотокорреспондент нашей газеты, впервые в Чечню попал еще будучи стрингером другого издания. За командировку успел навидаться всякого.

– Знаете, как там дети реагируют на фотокамеру?Сначала дергаются, а потом хватают игрушку или любой предмет и приставляют к плечу – "та-та-та- та".

Чья вина в этом? Взрослые чеченцы знают другую – мирную жизнь и помнят еще другую историю вполне процветавшей республики, и они сами выбирали то, что выбрали. Те, кому посвящена открывшаяся выставка, знают только новейшую историю и, какое у них отечество, понимают с трудом. Их жизнь состоит из приюта или лагерной палатки.

В общем, по обе стороны административной границы живут удивительно похожие дети, живут в новом, военном измерении. И мыслят похоже и верно – если есть война, значит, есть и враг. И только одного они пока не ведают, что, пока есть враг, а точнее, его образ, война так и не закончится...

«Посмотрите на "врага"»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2002 года